Величественные руины Баальбека находятся в Ливане, в плодородной долине Бекаа, у подножья Антиливанских гор, в 85 километрах к северо-востоку от Бейрута. Баальбек был некогда одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира.
Величественные руины Баальбека находятся в Ливане, в плодородной долине Бекаа, у подножья Антиливанских гор, в 85 километрах к северо-востоку от Бейрута. Баальбек был некогда одним из самых священных мест на Земле, а его храмы значились среди чудес древнего мира.
Но в наше время Баальбек всеми забыт — он разрушен и стерт с лица земли за двадцать лет войны и терроризма. Баальбек оказался в полном забвении. С этим городом связана почти мистическая история: когда его заново \»открыли\» археологи, многие пришли к выводу, что он — плод строительства внеземных цивилизаций, исследовавших некогда Солнечную систему.
С трудом верилось в то, что огромные глыбы Баальбекской террасы — это результат человеческого труда без присутствия каких-либо механизмов. Но история этого города доказывает обратное. Баальбекское святилище в Ливане — комплекс древних храмов, формировавшийся на протяжении двух тысячелетий. Благодаря своим размерам Баальбек относится к самым значительным храмовым комплексам, когда-либо строившимся на Ближнем Востоке.
Первоначально здесь находился храм Баала (Ваала) — древнего божества, почитавшегося в Финикии. Баал считался богом солнца и плодородия. Затем здесь был построен храм Солнца и Баальбек получил античное название Гелиополис — Город Солнца. В эпоху римского императора Августа Баальбек стал колонией Рима, и храм Солнца был обращен в храм Юпитера, рядом с которым находились храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. Во времена Византийской империи языческие храмы были обращены в христианские, затем наступила эпоха арабского владычества, затем пришли крестоносцы, за ними турки… Древние храмы разграблялись, перестраивались, разбирались на стройматериал. Вдобавок, четыре раза постройки Баальбека разрушались землетрясениями.
Сегодня комплекс Баальбека лежит в руинах. Ни с чем не сравнимо великолепие этих развалин. В архитектуре баальбекских храмов ярко выражено стремление, присущее многим языческим религиям: продемонстрировать власть богов над человеком, создать воплощенный в камне образ сверхчеловеческой мощи. Искусство, художественный вкус, мастерство принесены здесь в жертву тяжеловесности форм, колоссальности, циклопичности, глядя на которые поневоле задумаешься о бессмысленно растраченном труде десятков тысяч людей.
Впервые Баальбек упоминается в документах, относящихся к XIV веку до нашей эры, к временам египетского фараона Эхнатона, установившему на территории Египта и подвластных ему земель единый культ бога Солнца Атона. Вероятно, в это время разрушенный землетрясением финикийский храм Баала был восстановлен как храм Солнца. По свидетельству римского писателя Макробиуса, в восстановленный храм из Египта была доставлена статуя бога Атона. Древнее святилище постепенно превратилось в крупнейший религиозный центр Ближнего Востока. Здесь во время одного из своих походов побывал Александр Македонский.
В эпоху персидской династии Селевкидов, завоевавшей Ливан в III веке до н. э., комплекс Баальбека пришел в упадок. Грандиозное строительство началось здесь во времена римского владычества, когда Баальбек-Гелиополис стал опорным пунктом Рима на Ближнем Востоке и важным торговым центром.
Центром римского Баальбека стал монументальный храм Юпитера (\»Большой храм\», достигавший в длину 90, а в ширину 50 метров. Храм окружала могучая колоннада из 52 колонн, от которых до наших дней уцелело только шесть. Баальбек называют \»Акрополем Леванта\». Он расположен на высоком холме, высота которого увеличена за счет могучей древней террасы, сложенной из камней еще во времена финикийцев. Вход на территорию комплекса ведет через пропилеи, выполненные в виде двух квадратных башен.
Между ними когда-то пролегала широкая парадная лестница, частично отреставрированная в начале ХХ века немецкими специалистами. Дорога через пропилеи выводит на шестиугольной формы двор (\»Большой двор\» или Пантеон), символизирующий шестиконечную звезду — распространенный на Востоке символ. Его окружает высокая стена, декорированная многочисленными арочными нишами. Некогда с внутренней стороны двор по всему периметру украшала колоннада из 84 колонн. Теперь от них уцелело лишь несколько.
Двор усеян обломками колонн и каменных блоков. В его центре возвышаются руины громадного алтаря с двумя башнями по сторонам. На нем когда-то совершались жертвоприношения Баалу. Здесь же можно видеть остатки двух прямоугольных бассейнов, в которых обмывали жертвенных животных перед закланием. Из Большого двора величественная лестница ведет к подножию римского храма Юпитера. На ее вершине находится зрительная площадка, с которой открывается впечатляющий вид на весь грандиозный комплекс.
Центральное сооружение комплекса — храм Юпитера. Рядом находятся два храма меньших размеров — Круглый храм (храм Венеры) и Малый храм. Храм Венеры лежит в руинах. Гораздо лучше сохранился Малый храм — храм Вакха (Бахуса). В отличие от громады храма Юпитера это изящное сооружение практически полностью сохранило свой центральный объем и является одним из лучших в мире образцов древнеримской архитектуры. Храм Юпитера в Баальбеке был начат во времена императора Антонина Пия и завершен при императоре Нероне (37-68 годы н. э.). Он возвышается на сложенной из циклопических каменных монолитов террасе.
Размеры этих громадных блоков поневоле заставляются задуматься об \»азиатском способе производства\», когда тысячи людей, облепив, как муравьи, гигантские каменные блоки, тесали и волокли их за десятки верст, сооружая подавляющие своей грандиозностью памятники языческим богам и обожествленным при жизни вождям и фараонам.
Так, размеры самых больших каменных монолитов Баальбекской террасы составляют 19,1Х4,3х5,6 метра, а вес одного блока — 750 тонн! Недаром архитектор И. Соболев называл Баальбек в качестве примера архитектурной гигантомании. Площадь Баальбекской террасы составляет 49х89 метров. На террасе, незыблемой, как скала, высятся шесть самых высоких на Земле колонн — остатки храма Юпитера.
Сегодня этот фрагмент древней колоннады стал архитектурным символом Ливана, его можно видеть даже на марках, банкнотах, рекламной продукции и даже на бланках документов. Высота колонн храма Юпитера составляет двадцать два метра. Колоннаду перекрывает резной каменный фриз двухметровой высоты. Вокруг разбросаны обломки таких же циклопических колонн, разбитые фрагменты покрытых резьбой камней…
Время безжалостно к творениям рук человеческих. Недаром великие мыслители прошлого не уставали повторять, что из всех храмов лучший храм тот, что построен в человеческом сердце.