Считается, что древние шумеры, которые пришли в Месопотамию с востока, первыми изобрели колесо. В шумерском языке много слов, роднящих его с современными тюркскими языками, например, ДИНГИР – бог (для сравнения: по-казанско-татарски бог – ТЭНГРИ, по-тувински – ДЭЭР и т. д.)
Всем известно, что древние тюркоязычные половцы-кыпчаки имели повозки-кибитки на колесах, позволявшие им быстро кочевать, вести динамичные военные действия, что впечатляло европейцев.Считается, что древние шумеры, которые пришли в Месопотамию с востока, первыми изобрели колесо. В шумерском языке много слов, роднящих его с современными тюркскими языками, например, ДИНГИР – бог (для сравнения: по-казанско-татарски бог – ТЭНГРИ, по-тувински – ДЭЭР и т. д.)
Всем известно, что древние тюркоязычные половцы-кыпчаки имели повозки-кибитки на колесах, позволявшие им быстро кочевать, вести динамичные военные действия, что впечатляло европейцев.
Что интересно, само название племен КЫПЧАК (КИПЧАК) с помощью данных тюркского караимского языка можно воспринять по-новому: в этом древнем языке слово «кипчак» имеет значение «колесо», и в диалектах только караимского языка это слово поизносится в нескольких вариантах: кипчек, кипцэк, кюпчек, кьупчакь, кюпчэк, типцэк!
Автор С.А.Плетнева («Половцы», Москва, «Наука»,1990, стр. 3)так пишет о куманах: «Восточные орды этого этноса, кочевавшие в заволжских и приуральских степях, вплоть до Иртыша, назывались кипчаками. Под этим именем они вошли на страницы арабских и персидских рукописей. Китайцы же транскрибировали слово «кипчак» двумя иероглифами: «цинь-ча»….китайские летописцы знали цинь-ча в 3-2 веках до нашей эры, а византийцы и Русь столкнулись с ними спустя 1300 лет – в 11-12 веках».
В книге «Древние тюрки» историка Л.Н.Гумилева кипчаков можно обнаружить и под китайским названием «кюй-юе-шэ». В седьмом веке нашей эры, как пишет Гумилев, «между карлуками на Черном Иртыше и печенегами-кангарами на Сыр-Дарье лежала широкая степь, которую в это время уже населяли кыпчаки. Отсюда название степной полосы современного Казахстана: Дештикыпчак – Кыпчакская степь. Здесь кыпчаки смешались с кангарами (канглы) и образовали народ, известный на востоке под названием кыпчаки, в Европе – команы, а в России – половцы».
До монгольского завоевания этот народ писался в восточных рукописях как «КЫПЧАК», «КЫФЧАК», и «ХИФЧАК», а после монгольского завоевания – «КЫПЧАК» и «КЫБЧАК», о чем констатирует книга «Огузлар. Тюркменлер» профессора Фарука Сумера , изданная в 1992 году в Стамбуле организацией «Тюрк Дюньясы Араштырмалары Вакфы».
Кыпчаки приняли участие в этногенезе многих тюркских народов. Как писал тюрколог Н.А.Баскаков: «В формировании ногайской народности на территории Карачаево-Черкесии приняли участие…роды…Кьупшакь,…Кьумукь…Кьазакь…»(книга «Грамматика ногайского языка», г. Черкесск, 1973, стр. 7). А в своей следующей книге – «Тюркские языки» (Москва, 1960, Изд. Вост. Лит, стр. 100-101) – Баскаков констатирует, что имелись у некоторых тюркских народов общие родовые названия: у ногайцев – кыпшак, купшак, у каракалпаков – кыпшак. Полноправные преемники кыпчаков, ногайцы, уже с 90-х годов прошлого века издают журнал «Кыпшак айы», «Половецкая луна». Ногайцы, являющиеся потомками кипчаков, приняли участие в формировании и казанского, и крымского — татарских этносов. Древние кыпчакские тамги на камнях обнаружены и в Крыму (журнал «Казан утлары», №5, 1992, статья «Кырым татарлары», Айдар Мемет, стр 151). Не зря эпическая песня «Эдиге» («Идегей») найдена фольклористами и у ногайцев, и у казахов, и у крымских и казанских татар. Кстати, один из героев этого произведения – Кыпчак-бий, гордо заявляющий:
«Я – Кыпчак-бий, чья сильна рука.
Отчий мой дом – Идиль-река.
Вот мое слово: свой дом врагам
Я никогда разрушить не дам.
Перед Тимиром я не склонюсь,
Не упаду к его ногам».
(«Идегей», татар.нар.эпос, пер. Семена Липкина, Казань, 1990)
В Татарстане есть и речка Кыпчак, и родник Кыпчак, а в Сармановском районе возле деревни Рангазар – озеро Кыпчак…Впрочем, в Турции, Украине и Гагаузии также сохранились населенные пункты и реки «Кыпчак».
В знаменитом сельджукском движении принимал участие и этноним кипчак («Тюркологический сборник», 1972, стр 381, статья Р.А.Гусейнова «Тюркские этнические группы 11-12 веков в Закавказье»). Среди топонимов Азербайджана можно встретить Гупчаг, Болгар, Сувар, Хазар, Тартар…
Что очень интересно, современное село Арич Артикского района Ширакской области Армении раньше носило название Кипчаг, а в 12-14 веках в этом селе существовал даже монастырь Хпчахаванк (из арм. хпчах «кыпчак» и ванк «монастырь»). Сколько должно было быть кипчаков-христиан, дабы из их среды выделилось достаточное количество монахов для создания собственного монастыря!
Древние северокавказские армяне понимали половецкий язык, а современным казанским татарам и казахам не надо переводчика для прочтения стихотворения на ногайском языке «Тамырым» поэта Суюна Капаева:
«Тамырымды
Тамызыклап сорасань;
Оьмир калган
Кылды кыйган КЫПШАКпан.
Явларыма
Оьткир кескен пышакпан,
Досларыма
Кень ашылган кушакпан»…
Московский корреспондент Елена Березина в 90-х годах 20-го века посетила несколько алтайских семей, в том числе и принадлежащих роду Кипчак и сообщила о некоторых древних сохранившихся обычаях. Оказывается, маленьких алтайцев и по сей день воспитывают на родных преданиях, сказках, песнях-«кайчи». В алтайских семьях детей даже не шлепают, так как это считается дурным тоном, нарушением свободы личности. Во время праздника Отыне (Ут-Ана), Богини Огня, юные мергены-батыры меряются силой. И в третьем тысячелетии алтайцы, в состав которых входит и род Кипчак, заявляют: «Мы живем по заветам Предков и в согласии с Природой».
Айрат ГАЛИМЗЯНОВ