В этом году в экспозиции Британского музея я увидела кубок Уоррена. Он стал частью своеобразной выставки, разбросанной по залам и объединенной в книге директора музея Нейла Мак Грегора «История мира в 100 объектах». Серебряный кубок представляет на выставке и в книге цивилизацию Древнего Рима. Еще совсем недавно предметы со столь откровенными эротическими сценами не покидали стен хранилищ или специальных кладовых. Сейчас эротические сцены, которые изображены на серебряном кубке, уже мало кого способны изумить.В этом году в экспозиции Британского музея я увидела кубок Уоррена. Он стал частью своеобразной выставки, разбросанной по залам и объединенной в книге директора музея Нейла Мак Грегора «История мира в 100 объектах». Серебряный кубок представляет на выставке и в книге цивилизацию Древнего Рима. Еще совсем недавно предметы со столь откровенными эротическими сценами не покидали стен хранилищ или специальных кладовых. Сейчас эротические сцены, которые изображены на серебряном кубке, уже мало кого способны изумить.
Кубок был найден в окрестностях Иерусалима. Датируют его началом 1 века. Возможно, как и «Сатирикон», он возник во времена Нерона. Музыкальные инструменты, разделяющие пары любовников, заставляют исследователей предполагать, что возник он в эллинизированной среде.
Серебряная посуда была показателем богатства в Риме со времен поздней Республики. Хозяин дома, принимая гостей, демонстрировал им все свои серебряные предметы. Не случайно, что в «Сатириконе» из уст Трималхиона мы слышим:
«Я теперь большой любитель серебра. У меня одних ведерных сосудов штук около ста. На них вычеканено, как Кассандра своих сыновей убивает: детки мертвы — просто как живые лежат. Потом есть у меня жертвенная чаша, что оставил мне один из моих хозяев; на ней Дедал Ниобу прячет в Троянского коня. А бой Петраита с Гермеротом вычеканен у меня на бокалах, и все они претяжелые. Я знаток в таких вещах, и это мне дороже всего».
Сюжетом для украшения кубка могло быть не только торжество, но и напоминание о скоротечности славы и наслаждения, о бренности и смерти. Среди кубков, найденных в Боскореале есть кубки со скелетами. На них «в виде веселящихся скелетов изображены знаменитые мужи Греции: на одном — Еврипид, Моним (ученик Диогена Синопского), Архилох и Менандр, на другом — Софокл, Мосхион, Зенон-стоик и Эпикур, каждый со своим атрибутом, характеризующим его деятельность или сущность его учения. Кроме того, на кубках есть пояснительные надписи. Еврипид представлен с тирсом, Зенон — с посохом и сумой нищего, Менандр — с факелом, Архилох изображен играющим на флейте. Главным персонажем на этом необычном пиру, несомненно, является Эпикур, окруженный хороводом больших и маленьких скелетов-символов».