Культура древней Месопотамии

Культура древней МесопотамииКультура древней Месопотамии характеризуется высоким уровнем науки, литературы и искусства, с четким преобладанием религиозной идеологии.

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их архитектура поражала — именно они первые построили ступенчатую пирамиду. Они создали такие инновации как рецептурные справочники, библиотечные каталоги, первые календари. Шумеры создали великий памятник мировой культуры — «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)— древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает горечь потери друга и неотвратимость смерти. Написана клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона.Культура древней МесопотамииКультура древней Месопотамии характеризуется высоким уровнем науки, литературы и искусства, с четким преобладанием религиозной идеологии.

Древнейшая культура Месопотамии — шумеро-аккадская (от названия двух частей территории, северной и южной). Самым старым городом нашей планеты считается шумерский Ур. Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их архитектура поражала — именно они первые построили ступенчатую пирамиду. Они создали такие инновации как рецептурные справочники, библиотечные каталоги, первые календари. Шумеры создали великий памятник мировой культуры — «Сказание о Гильгамеше» («все видевшем»)— древнейшая на земле эпическая поэма. Герой поэмы, получеловек-полубог, борясь с многочисленными опасностями и врагами, побеждая их, познает смысл жизни и радость бытия, узнает горечь потери друга и неотвратимость смерти. Написана клинописью, которая была общей системой письменности для говоривших на разных языках народов Месопотамии, поэма о Гильгамеше является великим памятником и культуры Древнего Вавилона.

Позднее области Шумера и Аккада объединил Вавилон, став наследником культуры древних шумеров. Город Вавилон достиг вершины величия, когда царь Хаммурапи сделал его столицей своего царства.

Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему чисел, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и «изобрели» семидневную неделю. Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, с оракулами и судьбоносными предсказаниями. Культура Месопотамии богата и необычна, таинственна и многогранна…
На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Эриду, Ларса, Ниппур и др. Расцвет этих городов называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготавливались из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров произвела большое влияние на последующий прогресс не только в Месопотамии, но и прогресс всего человечества. Шумерам принадлежит важные открытия: они первыми научились изготавливать цветное стекло и бронзу, изобрели колесо и клинописное письмо, сформировали первую профессиональную армию, составили первые правовые кодексы, изобрели арифметику, в основе которой была позиционная система исчисления (счеты).
Жрецы вычислили длину года (365 дней, 6 часов, 15 мин, 41 сек). Это открытие держалось жрецами в тайне и использовалось для укрепления власти над народом, составления религиозно- мистических ритуалов и организации руководства государством. Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Они были тонкими психологами, умелыми экстрасенсами, гипнотизерами. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.
Достаточно высока художественная культура шумеров. Отличаются красотой и художественным совершенством их архитектура и скульптура. В Уруке был построен комплекс священных сооружений-заккуратов, которые стали центром духовной культуры. В Шумере хорошо развилась скульптура, а также искусство пластики в металле: впервые золото использовалось в комбинации с серебром, бронзой и костью.
В словесном искусстве шумеры первыми применил способ беспрерывного рассказа о событиях. Это дало возможность создать первые эпические сочинения, самое известное из которых — эпическая легенда \»Гильгамеш\».
Мир духовной культуры шумеров основан на мифологии. При всем своем бесконечном разнообразии шумеро-вавилонские мифы и легенды, превращающиеся в дальнейшем в сказки и басни, представляют в итоге единую систему миросозерцания. В бесконечном и на первый взгляд хаотическом множестве фантастических событий из жизни богов и героев при более тщательном наблюдении выделяются звенья, складывающиеся в последовательную цепь образов и сюжетов. Так появляется связная (хотя и далекая от истины) картина развития природы и общества.
Сравнивая шумерскую и вавилонскую версии мифа о сотворении мира можно подметить основную черту, показательную для обеих версий: из первичного, нерасчлененного водного хаоса выделяется твердь, которая искусственно разделяется на две части — небо и землю. Выделяются также воздушная и огненная стихии. Далее рождаются (в шумерской версии) или создаются (в вавилонской версии) небесные светила, растения, животные и люди.
Бессилие первобытного человека перед природой заставляло его трепетать перед стихиями и представлять их себе в виде могущественных и сознательных существ, перед которыми надо преклоняться. Небо, земля, воздух и т.д. представляются в виде гигантских животных (например, небо у шумеров — в виде быка), позднее — человекообразных существ. Лишь постепенно возникает представление о том или ином явлении природы, как об атрибуте божества (например, луна считается тиарой Наннара, а не самим богом).
Что касается взаимоотношений между богами, то они на разных этапах общества рисуются по-разному. В эпоху первобытнообщинного строя единоличие среди богов считалось немыслимым. Как на земле совет племени мог сместить неугодного вождя, так и пятьдесят великих богов, возглавленные семеркой величайших небожителей, решающих судьбы мира, имели право отправить в ссылку своего главу — Энлиля. На более позднем (вавилонском) этапе бог Мардук изображается уже типичным деспотом, которому другие боги обязуются беспрекословно повиноваться.
Развитие человечества, отраженное в мифах шумеров имеет общие черты с древнегреческими и библейскими мифами. Существуют предания о райской жизни первых людей (греческий \»золотой век\») или о безоблачном счастье обитателей отдаленного острова (напоминающего библейский Эдем). По преданию, грехи людей повлекли за собой гнев и наказание богов в виде смешения языков и всемирного потопа (также прослеживается явная аналогия). Однако надо помнить, что с точки зрения теологического миросозерцания, выработанного в древневосточных деспотиях, главным грехом людей является их сила и самостоятельность. Настойчивое стремление доказать ограниченность человеческих сил красной нитью проходит через шумеро-вавилонскую традицию. Людям предписывается смирение. Они созданы для служения богам и не должны об этом забывать. В связи с этим подчеркивалось, что все то, чем обладает человечество, заранее уготовано богами и отнюдь не является результатом разума и воли людей. Здесь мы подходим к сюжету о дарах бога Энки.
Сто человеческих свойств, изобретений и установлений (положительных и отрицательных), регулирующих жизнь общества, овеществляются в этом своеобразном мифическом рассказе. Они оказываются заключенными внутрь каких-то амулетов или фетишей, которые хранятся в сокровищнице Энки в Эриду, а затем хитростью захватываются богиней Инанной, погружаются в ладью и перевозятся в Урук. Эти вполне осязаемые предметы таят в себе трудовые навыки, творческие и разрушительные силы, добродетели и пороки, заключенные магическим путем в материальную оболочку. В греческой мифологии аналогичные волшебные силы дифференцируются. Ремесла, искусства и знания приносятся людям Прометеем, а пороки и преступления выпускаются из чудесного ларца Пандорой.
В мифе о \»ме\» (предопределениях), подаренных богом мудрости Энки богине плодородия и любви Инанне, провозглашается вечность и неизменность существующего в Шумере строя.
Немало в шумерской мифологии сказаний о подземном царстве и путешествии в него богов, а также о различных умирающих и воскресающих божествах (нисхождение в царство мертвых богини Инанны, изгнание Энлиля). Наконец, к числу божеств, спускающихся в царство мертвых, оказалось возможным отнести и свирепого Нергала. В отличие от других умирающих божеств, он остается под землей навсегда и не жалеет об этом. Женившись на владычице \»обширной страны\» Эрешкигаль, Нергал получает в приданное ее царство.
Обуздание водной стихии человеком нашло фантастическое отражение в мифе о боге Нинурте и драконе Куре.
Мифология Двуречья богата легендами о подвигах героев. В отличие от богов, они смертны, и над ними тяготеет печальная необходимость рано или поздно покинуть землю. Тем не менее они в ряде случаев не желают быть безропотными исполнителями божественной воли. Они пытаются подчинить селе стихии и вырвать у природы ее тайны.
Смелый Адапа не останавливается перед борьбой с южным ветром, мешающим овладеть морскими путями. Мудрый Этана приручает орла и с его помощью хочет покорить воздушное пространство и проложить путь к небу (аналогия в греческой мифологии — Беллерофонт на Пегасе и Икар на восковых крыльях). Наконец, самый могучий из героев, Гильгамеш, овладевает горными склонами и спускается на дно океана. Он упорно стремится познать вселенную и найти пути во все ее сокровенные уголки.
Создатели легенд о героях отлично понимают бессилие человека древности и с горечью описывают печальное завершение из подвигов. Ни один герой не доводит до конца своего дела. После первых успехов они или гибнут, или смиряются. Жреческая традиция объясняет эти поражения волей богов, предназначивших человеку скромный удел подчинения высшим силам и не желающих, чтобы он переступил заповедную черту, познал вселенную и покорил ее.
В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. В шумерской мифологии уже существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже — в библейские сюжеты.
В конце ІІ тыс. до н. э. шумеры ассимилировались с вавилонянами. Расцветает древнее рабовладельческое государство Вавилон, которое просуществовало до VI в до н э. Вавилонская, халдейская и ассирийская цивилизации очень много взяли от культуры шумеров.
Вавилонская цивилизация была, в сущности, последней фазой шумерской цивилизации и культуры.
Религия

Религия Месопатамии это чистый политеизм, люди во всем видели божественные силы. В их представлении свое, особое божество имели не только небо, воздух, суша и море, подземный мир, солнце и луна, буря и огонь, но и прядение и ткачество, пахота и сеяние, скотоводство и пастушество, плодородие, рождение, болезни, рыбаки, письменность, строительство и даже пивоварни. Во всем нужна была помощь богов, чтобы начатое дело могло быть закончено.

Но шумеры не просто взывали к помощи богов, они совершенствовали орудия труда, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом они были поистине великим народом.

Шумеры верили, что в начале было первичное бесконечное море, но каким-то образом в нем зародилась «ан-ки» (небо и земля). Затем на земле возникли растения, животные и люди. Всем этим управляла целая армия богов, обитавших в «раю».

Первоначально главным богом был Ан — бог неба. Затем на его место заступил Энлиль — владыка ветра. Он создал богов скотоводства Эмеша и Энтена, богинь Лахар и Ашнан (скот и зерно). Символом главных богов была рогатая тиара, стоящая на священном алтаре.

Женой верховного бога была богиня Нинлиль, родившая ему первенца бога Луны — Нанну. Другие их дети: бог войны Нинурта, бог подземного мира — Нергал и бог судьбы — Намтар. Другим великим богом был Энки — владыка подземного мирового океана, в глубине которого находилась мудрость. Также почиталась богиня-мать — Нинхурсаг — Повелительница лесистой горы). Ее считали матерью всех живых существ. Инанна — покровительница войны, плодородия и плотских утех.

Как и в любом другом древнем государстве важную роль в жизни общества играли жрецы. Они составляли замкнутую касту, а их статус наследовался. Жрецом мог стать только образованный, совершенный телом и духом мужчина.

Царей считали потомками богов. Во многих городах строились храмы во славу бога-царя. Средства на это выделяла аристократия города и по убранству они ни чем не отличались от храмов богов. Люди беспрекословно верили в божественность своих царей и добровольно шли на смерть за своим ослабевшим повелителем.
Культура древней МесопотамииОколо 3000 года до н.э. народности Месопотамии уже знали письмо и умели читать. Нацарапанные на камне, выдавленные в глине первоначальные пиктограммы постепенно заменялись сложными геометрическими знаками. Писцы заостренной тростниковой палочкой чертили на мягкой глине; получавшиеся при этом знаки, похожие на клин, означали целое слово, или слог.

Так и возникла КЛИНОПИСЬ. Порождена она была крайней необходимостью: процветающие в ту пору государства требовали учета всех возможных благ, для этого уже было не достаточно обычных глиняных шариков, которые они использовали ранее. Сначала у них стала изменятся форма, потом появились символы соответствующие предмету. В представлении Шумеров всем богатствам они были обязаны своим богам. Им они посвящали не только молитвы, но и многочисленные эпосы.

Оцените статью
Добавить комментарий