Один день для Дамаска – это много или мало? Все зависит от поставленной цели. Для того, чтобы узнать и понять этот город, не хватит и нескольких лет, а вот для того, чтобы прикоснуться к тайне, почувствовать запах Дамаска, совершить несколько персональных открытий и переполниться впечатлениями, достаточно нескольких часов и знающего попутчика.Один день для Дамаска – это много или мало? Все зависит от поставленной цели. Для того, чтобы узнать и понять этот город, не хватит и нескольких лет, а вот для того, чтобы прикоснуться к тайне, почувствовать запах Дамаска, совершить несколько персональных открытий и переполниться впечатлениями, достаточно нескольких часов и знающего попутчика. Мне несказанно повезло — в моем распоряжении был весь день и целых два добровольных гида: местный дядечка Зухер, предложивший называть его Захар и великолепно говорящий по-русски, и наполовину наша Анхар – историк и руководитель Иорданского туристического клуба. Их совокупные знания и окружающая действительность превратили прогулку по Дамаску в одно из самых захватывающих переживаний. Цвет современного Дамаска – это цвет бетона. Владычество серого с вкраплениями коричневого создает впечатление неопрятности и оставляет довольно безрадостное впечатление, которое активно усиливает повсеместная грязь. Парадокс, но именно неопрятность и грязь в сочетании с пестрыми трущобами, соседствующими с хайтековскими бизнес-центрами и отелями, создают ощущение неповторимого колорита. В том смысле, что есть, конечно, вылизанный Дубай, очень современная Манама и прочие вроде бы как арабские города. Но только в Дамаске ты веришь, что вот оно, настоящее, так должно быть. Стихийные рынки в каждом дворе, неподдающаяся идентификации смесь запахов, добродушные и до идиотизма любопытные горожане – Восток одним словом. Если современная часть Дамаска — это довольно просторное место, то чем ближе мы подбирались к его старой части, тем извилистее и уже становились улицы и переулки. Своего рода преддверием в древний Дамаск является крепость, чье создание связывают с именем легендарного Саладина. Сей факт наглядно подтверждает скульптурная композиция, посвященная этому во всех отношениях незаурядному человеку. Саладин, или как более правильно — Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (по-арабски Салах ад-Дин означает «Честь Веры»), первый султан Египта из династии Айюбидов. Курд по национальности, он родился в Текрите (современный Ирак). Он объединил арабские государства, уничтожил образованное в результате крестовых походов Иерусалимское королевство христиан и создал великую империю, объединившую почти весь Восток. В Дамаске находится мавзолей Саладина, построенный в XII веке.Попав в старый город, понимаешь, что все, что было до этого – не более чем предчувствие настоящего Востока. Разминка перед погружением в сказку тысячи и одной ночи, обильно приправленную библейскими сказаниями и римским эпосом. Чтобы понять, о чем пойдет речь, необходимо вспомнить, что этот город, сохранивший античные, византийские и исламские памятники, неспроста больше 15 раз упоминается в Библии и признан старейшей из живых столиц мира. С ним связаны многие эпизоды Ветхого Завета и Нового Завета. Первые сведения о Дамаске относятся к XVI веку до н. э. С конца XI века до нашей эры город был центром Дамасского царства, затем находился в составе Ассирии, Нововавилонского царства, государства Ахеменидов, державы Александра Македонского, государства Селевкидов, Римской империи, а с конца IV века нашей эры находился под властью Византии. В 635 году Дамаск завоевали арабы. А в 661-750 годах он был столицей халифата Омейядов. После образования халифата Аббасидов и перенесения столицы сначала в город Анбар, а в 762 году — в Багдад, Дамаск остался главным городом одноименной провинции. Затем, уже в IX веке находился под властью Тулунидов, в X и XI веках — Фатимидов, потом Сельджуков, Айюбидов, Мамлюков. С 1516 до конца Первой мировой войны Дамаск входил в состав Османской империи.Вот такая интересная жизнь у города. И ее следы видны повсюду, порождая такое чудовищное смешение архитектурных стилей, что в какой-то момент начинаешь ощущать себя словно в ином измерении, где не существует понятия времени.Пройдя извилистыми путями невероятно узких улочек старого Дамаска, мы попали на торговую площадь, где раскинулся центральный рынок города, ассортимент товаров которого вызвал бы улыбку даже у поклонника Черкизовского рынка в Москве. Куда больше впечатляют остатки римских построек с могучими колонами, плавно переходящие в традиционные арабские домики из дерева и глины с элементами греческих надписей и византийских мозаик, обильно украшенных китайскими шариками и алыми плюшевыми сердцами. Ощущение такое, что некий художник-параноик бился над этой картиной в припадке весеннего безумия, выплескивая на холст пароксизмы своего больного воображения. Пройдя рыночную площадь, мы оказались у стен базилики Святого Захарии, которую завоеватели-арабы перестроили в мечеть Омейядов – самую большую в мире, с уникальными мозаиками из золотой смальты, изготовленными по той же технологии, что и «солнечные» мозаики Равенны. В средние века Большая мечеть Омейядов считалась одним из чудес света. Здесь состоялось мое первое открытие. Оказывается, в центре действующей мечети находится величайшая святыня христианского мира — часовня Иоанна Крестителя, где хранится отрубленная голова этого святого. Дело в том, что мусульмане с большим уважением относятся к Святому Иоанну, почитая его как пророка Яхью. В отдельном помещении при мечети хранятся волосок из бороды пророка Мухаммеда и голова Хусейна — сына четвертого «праведного» халифа Али.Недалеко от мечети нас поджидало новое удивительное открытие – одна из самых старых христианских церквей, построенная под землей, на том месте, где Святой Ананий крестил Святого Павла. Сюда ведет знаменитая прямая улица, которая помнит поступь не одного персонажа библейских сказаний. Продвижение по лабиринту старых улиц все больше напоминает религиозное паломничество. Притаившиеся между торговыми лавками и ресторанчиками небольшие церквушки, где надписи на арабском соседствуют с древнеарамейским. Полумесяц, который сосуществует с крестом, и следы невероятно давних событий, словно застывшие вне времени на улицах Дамаска, невольно создают мистическое настроение, ожидание чуда и откровения. Дальнейшее пузтешествие по городу в сочетании с переизбытком впечатлений и огромной усталостью, тем не менее, позволило нам увидеть Бимаристан (больницу и медицинскую академию средневекового Дамаска, где ныне располагается музей истории медицины с редкими экспонатами), гробницу Сейида Зейнаб, внучки пророка Мухаммеда, дочери халифа Али, шиитскую мечеть, где находится гробница Сейида Рукыйя — внучки халифа Али, дочери Хусейна и кладбище Баб ас-Сагыр, где сохранились могилы многих известных персонажей исламской истории: Биляля Абиссинца — сподвижника пророка Мухаммеда, первого муэдзина ислама, знаменитого ученого аль-Фараби и других. День закончился. Башни, колоны и минареты погружались во тьму вместе со своими тайнами и мифами. Город засыпал. Мы сидели в уютной кафешке, пили ароматный кофе, курили наргиле и молчали. Сил говорить не было. Было только ощущение, что мы прикоснулись к чему-то замечательному, настоящему и великому. А еще была грусть. Потому что ничто не вечно под луной. А для того, чтобы эту красоту увидели наши потомки ее, надо беречь, но, к сожалению, Сирия не самая богатая страна в этом мире. А время – неумолимо!
Богдан КУРИЛКО