Древний город Мореша (он же, в разное время, Элевферополь, Сандаханна, Бетгибеллин,) был основан иудейским царем Ровоамом, сыном и наследником Соломона ок. 920 г. до Р.Х. Рядом с этим городом иудейский царь Аса ок. 900 г. разбил вторгшееся египетское войско.Древний город Мореша (он же, в разное время, Элевферополь, Сандаханна, Бетгибеллин,) был основан иудейским царем Ровоамом, сыном и наследником Соломона ок. 920 г. до Р.Х. Рядом с этим городом иудейский царь Аса ок. 900 г. разбил вторгшееся египетское войско.
В 587 г. до Р.Х. Мореша был опустошен вавилонянами. Во время персидского периода город стал важным торговым центром, специализирующимся, в основном, на работорговле с Египтом. В то же время в непосредственной близости от Мореша был построен Бейт-Гуврин (видимо, со временем они слились). Их население (включавшее осевших здесь финикийцев и греков) при династии Хасмонеев было обращено в иудаизм.
После Иудейского восстания 132-135 гг. по Р.Х. города постепенно пришли в запустение, и новое возрождение началось в конце II – начале III вв. под римским влиянием, когда город стал называться Елевферополь (по-гречески — «свободный город»), поскольку получил статус города свободных граждан.
От римских времен здесь сохранились остатки амфитеатра. Дикие животные, которых выводили на арену, содержались в подземных камерах, располагающихся под театром. Их поднимали на арену в специальном грузоподъемнике. Здесь же проводились гладиаторские бои.
В византийский период здесь была построена базилика во имя св. Анны, матери Девы Марии, которая, по преданию, была родом из Мореша. В связи с этим захватившие страну арабы называли город Сандаханна.
Крестоносцы, именовавшие город Бетгибеллин (видимо, искаженное Бейт-Гуврин) построили свою крепость рядом амфитеатром. По соседству с ним они воздвигли храм, руины которого сохранились. Крестоносцы подражали византийцам, и не только использовали остатки византийской церкви для строительства собственной, но и часто изготовляли строительные детали, портики, колонны «под Византию». В церкви было 2 выхода с двух сторон, а не один напротив алтаря, как это делалось обычно, что представляет собой довольно редкое явление. Здание было украшено белой «византийской» мозаикой. Из церкви был прямой проход в крепость. После захвата территории арабами она была переделана под мечеть, о чем говорит сохранившийся михраб.
В византийский период здесь была построена базилика во имя св. Анны, матери Девы Марии, которая, по преданию, была родом из Мореша. В связи с этим захватившие страну арабы называли город Сандаханна.
Крестоносцы, именовавшие город Бетгибеллин (видимо, искаженное Бейт-Гуврин) построили свою крепость рядом амфитеатром. По соседству с ним они воздвигли храм, руины которого сохранились. Крестоносцы подражали византийцам, и не только использовали остатки византийской церкви для строительства собственной, но и часто изготовляли строительные детали, портики, колонны «под Византию». В церкви было 2 выхода с двух сторон, а не один напротив алтаря, как это делалось обычно, что представляет собой довольно редкое явление. Здание было украшено белой «византийской» мозаикой. Из церкви был прямой проход в крепость. После захвата территории арабами она была переделана под мечеть, о чем говорит сохранившийся михраб.
Подземное строительство в Бейт Гуврин было легче осуществимо, чем наземное. Сразу под слоем земли залегает тонкий плотный слой очень прочного известняка, нари, из которого образуются крепкие пещерные своды. Под ним располагаются слои мягкого известняка, называемого киртон. Таким образом, как только пройден первый труднопроходимый слой нари, земляные работы не представляют особый сложности.
(340×255, 15Kb) В районе Бейт-Гуврина найдено множество пещер.
Здесь существует 800 колокольных пещер, все они были вырыты арабами в период между VII-X вв. в ходе добычи камня. Камни из Бейт-Гуврин были найдены в кладке домов и различных сооружений от Лода до Ашкелона. Строительство пещер начиналось с прорубания первого отверстия округлой формы на верхушке, от которого продолжалось продвижение внутрь по все расширяющейся окружности до тех пор, в результате чего образовывалась форма колокола.
Одной из самых интересных, является пещера-коломбарий. По форме она напоминает двойной крест. В ней на стенах находятся сотни маленьких углублений в стене. Эти ниши служили убежищем для голубей (по-латыни, сolumbus – голубь). Их использовали как для питания, так и в качестве жертвенных животных; помет использовали в качестве удобрений. Всего в районе найдено около 60 колумбариев, самый большой из них имел около 2000 голубиных гнезд
Другая пещера – это подземная фабрика по приготовлению оливкового масла. Производство масла было очень важным промыслом в Иудее. Кроме всего прочего, масло использовали для освещения и употребляли в пищу, а также в ритуальных целях. Маслодавильни имели общую производительность до 300 тонн оливкового масла в год.
Только «сидонские пещеры» разрисованы изнутри. На сегодняшний день рисунки в этих пещерах являются современными «перерисовками» древних изображений, уничтоженных бедуимнами. Пещеры, находящиеся на некотором расстоянии от холма, были погребальными пещерами для греков, сидонян и эдомитян, обитавших в Бейт-Гуврине. В самой крупной из пещер можно увидеть изображения животных, настоящих и мифических, украшающих ниши, служащие для погребания усопших.