ВИДЖАЯНАГАР

ВИДЖАЯНАГАРК 1325 г. частями Делийского султаната стали бывшие государства Ядава из Девагири, Какатья из Варангала и большая часть государства Паидья вместе с их традиционной столицей Мадураи. Отстояли свою независимость Хойсалы (примерно на территории современного штата Карнатака) и Пандьи (на крайнем юге, около мыса Коморин). Однако сразу же по уходе основной части султанских войск началась борьба за раздел территории к югу от гор Виндхья между наместниками делийского султана и возникшими вновь индусскими государствами.
ВИДЖАЯНАГАРК 1325 г. частями Делийского султаната стали бывшие государства Ядава из Девагири, Какатья из Варангала и большая часть государства Паидья вместе с их традиционной столицей Мадураи. Отстояли свою независимость Хойсалы (примерно на территории современного штата Карнатака) и Пандьи (на крайнем юге, около мыса Коморин). Однако сразу же по уходе основной части султанских войск началась борьба за раздел территории к югу от гор Виндхья между наместниками делийского султана и возникшими вновь индусскими государствами.

На Декане, т.е. между горами Виндхья и р. Кришной, в 1347 г. возникло государство Бахмани, о котором уже рассказано. Еще раньше, в 1333/34 г., в далеком Мадураи сайид Джалалуддин Ахсан Шах провозгласил собственный султанат. Примерно в это же время поднялось восстание под руководством Капая-наяка в Андхре. Во многих районах возникли мелкие княжества, начавшие борьбу между собой за преобладание. Одним из таких княжеств было Анегонди на р. Тунгабхадре, на самой границе территорий, населенных каннада и телугу.

Дальнейшие события окутаны легендами. Ясно, что в районе Анегонди появились два брата — Харихара и Букка, посланные Мухаммадом Туглаком для восстановления власти делийского султана. Братьев было пятеро, но трое младших сыграли меньшую роль в истории. Они были сыновьями Сангамы, который и дал имя новой династии. Происхождение семьи Сангама неясно. По одной версии, они были телугу и служили ранее Какатьям из Варангала, были взяты в плен, отвезены в Дели, где были обращены в ислам. По другой версии, они были каннада, служили Хойсалам из Дварасамудры и оставались внутренне верными последним, даже когда номинально устанавливали власть мусульман на Тунгабхадре.

Впрочем, пленение, обращение в ислам, установление реальной власти братьев по Тунгабхадре и среднему течению Кришны и возвращение в лоно индуизма — эти элементы их биографий совпадают в обеих легендах. Сходятся летописцы и в том, что братья встретили в лесах у Тунгабхадры мудреца-аскета Видьяранью, который указал им благоприятное место для возведения столицы и стал главным советником (министром) трех первых правителей-Харихары I (1336-1356), Букки I (1356-1377), сына Букки Харихары II (1377-1404). Столица, г. Виджаянагар, которая дала название всей империи, строилась семь лет на южном берегу Тунгабхадры на холмах, окружающих храм Вирупакши, одной из ипостасей бога Шивы. Вирупакша считался истинным правителем государства, а императоры — лишь его- наместниками. Первоначально столица называлась двояко — Видьянагара (\»Город знаний\», в честь Видьяраньи) и Виджаянагар (\»Город победы\»). Второе название потом осталось единственным.

Княжество стало быстро расширяться. В 1340 г. Букка захватил Пенугонду, крепость, ставшую опорой в дальнейших войнах сХойсалами. В 1345 г. братья присоединили Тулу (побережье Карнатаки). Государство Хойсала окончательно исчезло с политической карты в 1346 г., причем мнйгие военачальники Хойсалов перешли на сторону Виджаянагара без боя. Сын Букки, Кампанна II, в 1360-х годах совершил поход на юг и подчинил Шамбувараев, правивших в Канчипураме, а в 1365-1370 гг. разгромил Мадурайский султанат. В руки правителей Виджаянагара попала почти вся Южная Индия \»от моря до моря\».

Важным исключением был Малабарский берег, который оставался независимым от материковых империй практически на протяжении всей истории до второй половины XVIII в. Каждый порт на побережье представлял собой мелкое государство, а все они вместе играли большую роль в торговых связях Индии с Ближним Востоком, Восточной Африкой, а с начала XVI в. — и с Европой.

Другим исключением был крайний Юг, где сохранялось несколько мелких княжеств Пандьев. Они признавали сюзеренитет Виджаянагара, но непосредственно из центра не управлялись. Лишь дважды Пандьи пытались сбросить зависимость: около 1470 г. — от Империи, в 1583 г. — от наместников Империи, наяков Мадураи и Танджура. Лишь после этого упоминания о князьях Пандьях совершенно исчезают.

Уже в 1358 г. начинаются войны между Виджаянагаром и Бахманидами, которые длятся почти беспрерывно до распада Бахманидского государства, позднее Виджаянагар воюет с султанатами, возникшими на развалинах Бахманидского султаната. Третьим участником конфликтов почти неизменно выступало государство, занимавшее Северную Андхру и Южную Ориссу. Сначала это было государство Редди из Кондавиду (1325-1427), а затем — Гаджапати из Ориссы (1434-1540). Трехсторонняя борьба велась за междуречье Кришны и Тунгабхадры с крепостями Райчур и Мудгал (что могло обеспечить господство над западными портами Гоа, Чаул и Дабул) и за территорию по восточному побережью к северу от Кришны (область Кондавиду, в XVIII в. получившая название Северные сиркары). Эти две территории постоянно переходили из рук в руки, но история этих войн довольно запутанна. Каждая из сторон приписывает себе почти беспрерывные победы. Виджаянагар часто терпел поражения, столица подвергалась многим осадам, но осаждавшие уходили ни с чем, и нередко их истребляли на обратном пути.

В целом представляется, что первые десятилетия своего существования Виджаянагар был на \»подъеме и удерживал междуречье. В начале XV в., когда разразилась борьба за престол между сыновьями Харихары II, Виджаянагар большей частью терпел поражения. В правление Девараи II (1422-1446) он снова стал сильнее Бахманидов, подчинил себе всю Андхру и спорное западное побережье. Конец правления Девараи II был омрачен второй войной за трон, и в 1447-1485 гг. \»все завоевания периода Девараи II были потеряны. Виджаянагар находился на грани распада. Губернатор Нарасимха из рода Салува, объединив под своей властью три западные провинции (Чандрагири, Удаягири, Кондавиду) и заручившись поддержкой других наместников, в 1486 г. двинулся на столицу, занял ее и, не встретив сопротивления, сверг последнего представителя династии Сангама и короновался сам. Он правил недолго (1486-1490), его малолетние сыновья практически не правили, находясь под властью своего опекуна Нарасынаяка из рода Тулува, однако этот период оставил след в исторической памяти народов Индии. Виджаянагарстал бесспорным гегемоном Юга (государство Бахманидов к этому времени распалось). Слава Нарасимхи, видимо, так прогремела по Южной Индии, что его имя на столетия затмило название государства, которым он правил. Империю стали называть Нарсинга, и в таком виде она появилась в европейских источниках XVI-XVII вв.

Нараса-наяк передал регентские функции своему сыну. Вира Нарасимхе, который в 1505 г. короновался, основав третью династию — Тулува. Его брат Кришнадеварая (1509-1529) снова превратил Виджаянагар в могущественное государство. Он огнем и мечом подчинил своевольных вассалов, раздвинул границы империи до максимальных, достигавшихся ранее, активно вмешивался в распри деканских султанов. Его двор стал центром наук и искусств. От его времени осталось много красивых построек. Союз Виджаянагара с португальцами, захватившими в 1510 г. Гоа, давал Кришнадеварае значительные торговые и политические выгоды. Португальцы направляли коней для кавалерии ему, а не в султанаты.

После смерти Кришнадевараи титул императора перешел к его брату Ачьютарае, а фактическая власть — к Рамарадже из рода Аравиду. Рамараджа казался еще более могущественным правителем, чем все предыдущие. Он сажал на престол шахов Бидара, разрешал споры между султанатами не без выгоды для себя. Однако Биджапур, Бидар, Берар и Голконда объединили свои войска и 23 января 1565 г. в битве при Таликоте (которую называют также битвой на Кришне или битвой при Ракасджи и Тангаджи) нанесли Виджаянагару сокрушительное поражение. Рамараджа пал в битве. Его брат, Тирумала, бежал в Виджаянагар, забрал казну (для перевозки которой потребовалось 550 слонов) и отступил в Пенугонду. Он стал основателем четвертой и последней династии, Аравиду.

Мусульмане с ходу заняли город Виджаянагар, разграбили его, разрушили довольно основательно и ушли. Тирумала занял город вновь без труда, но не сумел или не захотел его восстанавливать. Столица была перенесена в Пенугонду, затем еще южнее — в Чандрагири. Империя еще боролась. При Венкате II (1586-1614) она охватывала почти ту же территорию, что и в период расцвета, но потом Началась междоусобица, в результате которой правители некогда блестящей империи стали марионетками в политической игре государств, возникших на ее обломках. В Тамилнаде это были государства бывших наместников (наяков) в Джинджи, Танджуре и Мадураи. В Карнатаке возникли новые государства со столицами в Майсуре и Иккери (Беднуре). Районы Андхры были поделены между Голкондой и Биджапуром.

Борьба Виджаянагара с Бахманидами, а затем с султанатами нередко осознавалась как противостояние индуизма и ислама. Этот аспект столкновений, конечно, никак нельзя сбрасывать со счетов. Обе вороны использовали религию как консолидирующий фактор. Но нельзя и переносить религиозную нетерпимость XX в. на период, который здесь рассматривается. Еще Букка I издал указ о том, что все вероучения имеют равные права и достойны покровительства со стороны властей. Дуарте Барбоша, португальский путешественник начала XVI в., счел необходимым специально отметить религиозную терпимость, царившую в Виджаянагаре. Конечно, это не значит, что двор не имел своих религиозных предпочтений. Как уже говорилось, первые императоры были истовыми шиваитами. Салувы и Тулувы были вишнуитами, но продолжали покровительствовать шиваитским храмам и общинам брахманов.

Определенная терпимость проявлялась, в частности, в том, что противостоящие армии не были конфессионально однородными. Еще Деварая I понял значение кавалерии и стал создавать кавалерийские части, комплектовавшиеся большей частью мусульманами. Он же начал приглашать турецких лучников. Деварая II имел, по словам современников, 10 тыс. лучников из Турции. В то же время индусские вассалы играли важную роль в управлении государства Бахманидов и составляли значительную часть военачальников.

Впервые война против Виджаянагара была объявлена религиозной (джихадом) со стороны мусульманских государств лишь в 1502 г., т.е. спустя полтора столетия после начала этих войн. Второй джихад был объявлен в 1509 г., третий — в 1565 г., тем не менее в битве при Таликоте среди 56 высших военачальников, сражавшихся на стороне \»мусульман\» и павших на поле боя, было 27 индусов. На стороне Виджаянагара погибло 4 военачальника-мусульманина. Государства Редди и Гаджапати нередко выступали на стороне мусульман против индусской империи Виджаянагар. Таким образом, государственные интересы явно превалировали над религиозными пристрастиями.

Некоторые современные индийские историки видят в этом недальновидность правителей-индусов и недостаток патриотизма с их стороны. В этих обвинениях много справедливого, но такова была историческая реальность: мусульмане не рассматривались как \»общий враг\», как заведомо враждебная сила.

Военное поражение и последующая дезинтеграция были подготовлены ростом самостоятельности наместников и военачальников-землевладельцев. Однако это не был просто процесс феодализации, приведший к государственной раздробленности. В течение трех веков Виджаянагар как государство и аграрные отношения на его территории проделали довольно длительный путь развития.

Виджаянагар возник первоначально как весьма примитивное по структуре государство. Управление строилось по семейному принципу. Младшие братья Харихары и Букки укрепились на захваченных ими территориях и передали их затем своим сыновьям. Букка I, став единоличным правителем, сменил племянников собственными сыновьями. Затем подобную же замену произвел Харихара II.

Постепенно сложились провинции и обычай назначения в них временных губернаторов — данданаяков. Они занимали свои должности от нескольких месяцев до нескольких лет. Провинции (учавади, раджья) Виджаянагара: Кондавиду (когда она входила в состав империи), Удаягири, Пенугонда, Чандрагири, Арага, Тулу (которая могла делиться на две-Баракуру иМангалуру), Мулавая, Падайвиду, Важудиламбатту, Тиручирапалли. В подчинении у данданаяков находились более мелкие военачальники, распоряжавшиеся на местах; в их функции входило поддержание порядка и взимание довольно бессистемных налогов.

Перу императора Кришнадевараи приписывается дидактическая поэма \»Амуктамальяда\», которая отражает представление о государстве скорее XIV-XV вв., чем XVI. Судя по этой поэме, государство создавалось для самого себя и как источник доходов для государя. Расширять территорию государства и развивать ирригацию нужно для повышения доходов. Для этого же надо покровительствовать купцам и заботиться о развитии торговли. Последняя также полезна потому, что дает коней и слонов (для армии) и золото и драгоценные камни (для казны). Надо удерживать налоги на низком уровне, потому что в этом случае общие поступления от налога увеличиваются. Собранные средства надо тратить следующим образом: половину — на содержание армии, четверть — на милостыню и благотворительность (сюда входили, видимо, дарения храмам и брахманам), оставшуюся четверть рекомендуется откладывать. К последнему совету виджаянагарские правители отнеслись вполне серьезно: в царском дворце в Виджаянагаре имелось много комнат, заполненных до потолка золотом и драгоценностями и запечатанных. Каждый император считал своим долгом прибавить к этим комнатам хотя бы еще одну. Современный исследователь называет эту политику \»экономикой складирования\».

Важнейшей политической проблемой была проблема сепаратизма. Кришнадеварая во избежание мятежей советует, во-первых, назначать на все посты брахманов. Во-вторых, \»не преступать границ умеренности\» при раздаче слугам земель. Нужно всегда помнить, что лица, используемые для сбора налогов и других поручений, — это \»и друзья и враги царя попеременно\», а внутренний враг гораздо опаснее внешнего.

К началу XVI в. государственный строй Виджаянагара значительно изменился.

Провинции потеряли прежнее значение, как и их аппарат и чиновники на более низком уровне. Основной фигурой в администрации стали военачальники, владеющие землями на условиях омарам, или наякаттана. Это было условное, но довольно постоянное владение. Не имея формального права наследования, наяки нередко передавали наякаттаны сыновьям. Название местности (имения) нередко добавлялось к имени наяка как его наследственный титул. Наяк был обязан заботиться о развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли в пределах имения, поддерживать порядок, содержать воинский контингент, отдавать в казну примерно Уд налоговых поступлений. Со временем наяки становились более самостоятельными. Интересно, что в XVI в. в южных районах империи, в Тамилнаде, резко сокращается количество царских дарений храмам и совершенно исчезают дарения от министров центрального правительства. Основными дарителями выступают наяки. Наяки выделяют также земли в наследственное владение своим военачальникам и должностным лицам.

Таким образом, наякаттану можно сопоставить с другими формами военного лена, известными по истории Делийского султаната, государства Сельджукидов и других государств Ближнего и Среднего Востока, но она отличалась от икта, тиула и т.п. своей большей прочностью. Интересно, что укрепление наяков в качестве собственников в первой половине XVI в. не является следствием ослабления центральной власти. Наоборот, империя никогда не была так сильна, как в это время. Она была сильна, пока сильные наяки поддерживали императора. Но стоило имперской армии потерпеть поражение в 1565 г., как наяки занялись своими делами и империя стала постепенно сокращаться, как шагреневая кожа.

Как и раньше, крупными землевладельцами были храмы. Они входили в феодальную иерархию, принимая покровительство крупных наяков и имея собственных вассалов, обязанных с оружием в руках защищать храм в случае нападения вражеских войск или разбойников. Храмы играли также роль центров, притягивавших торгово-ремесленное население.

На уровне налогоплательщиков также произошли значительные изменения. Крупная община, охватывавшая сотни деревень, исчезает в районах Андхры и Карнатаки. В Тамилнаде паду сохраняется, но во многих случаях раздробляется на более мелкие общины, носящие название патру. Коллективный орган самоуправления общины носит прежнее название наттар (\»жители наду\»), но теперь он уже состоит из нескольких крупных землевладельцев (каниялар) — брахманов, веллала, палли и шри-гопалов по касте. Наттары в Тамилнаде продолжают патронировать храмы, улаживать споры, бороться против усиления налогообложения, но их авторитет, по-видимому, падает, так как обостряются отношения между ними и более низкими слоями деревни — мелкими землевладельцами, арендаторами (куда), безземельными работниками (кадаяр — \»последние\»), торговцами, ремесленниками.

Заметную роль в сельской местности начинают играть торгово-ремесленные слои. Растут центры промышленного производства (ткачество, маслобойный, кузнечный и гончарный промыслы), которые получают особое название — паттадай (букв. \»мастерская\»). Сеть таких поселений и рынков покрывает всю страну. Оценить тяжесть налогов для этого периода трудно, но известно, что налоги брались в деньгах со всех культур, кроме риса, и доля податей с ремесленников и пошлин с торговцев была велика в государственном бюджете.

Конфликт, который разразился в 1429 г. в местности, расположенной по р. Веллар и нижнему течению Кавери, достоин подробного изложения, так как он характеризует как систему налогообложения, так и социальные отношения в деревне. Начало событий относится к 1426 г., когда в одной из деревень дельты Кавери появилась надпись, сообщавшая, что царские люди угнетают народ, вводя подушную подать (чего раньше не было) и продавая право на сбор налога с аукциона, в результате чего сумма первоначальных налогов возрастает в 10 раз. Некий Чиккадевараяр установил предельные ставки всех налогов, чтобы защитить население от угнетения.

От 1427 и 1428 гг. в разных частях Тамилнада есть шесть надписей, тоже говорящих об угнетении, введении новых налогов, сдаче сбора налога на откуп. Каждая из таких надписей заканчивается сообщением, что получен царский указ, ограничивающий гнет.

Однако эти указы, видимо, игнорировались на местах, и в 1429 г. в один день в четырех деревнях, а в течение года — еще в пяти были выбиты практически идентичные надписи, содержавшие своего рода манифест восставшего\’ народа: \»Мы, принадлежащие к 98 кастам левой руки и 98 кастам правой руки в Важудиламбатту-учавади, собрались в этом храме все вместе и порешили, что нижеследующее пусть будет выгравировано на стене этого храма\». То, как называют себя авторы надписи, весьма интересно. Причина деления каст Тамилнада на две группы — \»левой руки\» и \»правой руки\» — пока не выяснена, нам важно в данном случае то, что авторы стремятся подчеркнуть, что в акции участвуют все без исключения касты, включая ремесленные и торговые, и неприкасаемые. Кроме того, они подчеркивают, что не выступают от имени только своей деревни, а представляют, жителей всей провинции. Надпись фиксирует, что население страдало от угнетения со стороны губернатора, военачальников, других царских слуг. Оно же угнеталось \»помещиками\» (каниялар) из каст брахманов и веллалов. Собрание решило сопротивляться новым налогам, введению нового шеста для обмера полей (видимо, невыгодного для земледельцев), бойкотировать деятельность всех чиновников (не снабжать их какими-либо документами и данными), если они не согласятся с теми ставками налогов, которые установил в 1426 г. Чиккадевараяр. Список \»справедливых\» ставок налогов тут же приводится. Если же кто-то из жителей нарушит соглашение и будет сотрудничать с чиновниками, он будет наказан изгнанием из касты.

Конечно, мы не знаем ничего о конкретных событиях: как росло брожение в народе, как шли \»ходоки\» из деревни в деревню (беспрецедентным в социальной истории Индии является то, что делалось это вопреки неодобрению эксплуататорской верхушки общины, против которой низы деревни выступили), как реагировали власти. Мы можем судить о событиях по этим манифестам да еще по результату. Видимо, это организованное ненасильственное выступление увенчалось успехом. Отдельные разрозненные сообщения об угнетении встречаются в 1464 и 1482 гг., но в XVI в. они окончательно исчезают. Со второй половины XV в. нет сведений о серьезных конфликтах, бегстве населения из деревень, — напротив, отмечается расширение запашки, предоставление земледельцам и ремесленникам (последним — главным образом со стороны храмов) различных льгот, чтобы побудить их поселиться в данном месте, и т.п. Видимо, к середине XV в. налоговая система Виджаянагара устоялась и вновь установилось некоторое согласие между низшими слоями деревни, крупными землевладельцами и казной (которая в это время была представлена в основном наяками).

Вторая половина XV — XVI в. выглядят как время процветания Южной Индии. Иностранные путешественники — Абд-ар-Раззак из Средней Азии и европейцы Н.Конти, Д.Барбоша, Л.Вартема — пишут о Виджаянагаре с восхищением, говорят о большой плотности населения, многочисленных деревнях и городах, о богатстве рынков. Особенно поражала иностранцев столица, прежде всего своими укреплениями — город уже приобрел репутацию совершенно неприступного, — а также богатством, бесчисленными толпами народа, лавками и базарами. После 1565 г. город был разрушен, но и сейчас его развалины производят величественное впечатление.

Империя Виджаянагар сыграла большую роль в развитии культуры дравидийских народов Южной Индии, прежде всего каннада и телугу. Косвенно существование империи и связанный с этим экономический подъем всего региона способствовали расцвету культуры также в Тамилнаде и Керале.

В литературе телугу середина XIV — XV век — это \»век Шринатхи\», великого поэта, который жил сначала при дворе Редди из Кондавиду, а затем переехал в Виджаянагар и получил высшие, почести при дворе Девараи II. Шринатха перевел на телугу много классических произведений с санскрита и с. пракритов. В своих оригинальных стихах он воспевал родную Андхру. Для литературы на каннада событием стал перевод \»Махабхараты\», начало которого было выполнено Кумарой Вьясой, а закончен перевод был Тимманной при дворе Кришнадевараи. В тагильской литературе продолжается традиция алваров и найянаров. На тамильском писал Виллипуттурар, который жил при дворе одного из керальских князей. Он, в частности, переложил \»Махабхарату\» тамильским стихом.

От периода Виджаянагара сохранилось много храмовых зданий, отличающихся специфическим величественным архитектурным стилем. При дворе трудились брахманские ученые, религиозные философы, наиболее известными из которых были Видьяранья (Мадхавачарья) и его брат Саяначарья. В целом период Виджаянагара представляется одним из наиболее ярких в истории Южной Индии.

Оцените статью
Добавить комментарий