Паньгу, Паньку, в китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной инь и ян. В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю. В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на 3 метра. С такой же скоростью рос Паньгу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паныу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги.Паньгу, Паньку, в китайской мифологии первопредок, порождение животворных сил вселенной инь и ян. В мифе о рождении Паньгу повествуется, что на заре времен вселенная представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. По мере роста Паньгу, в течение долгих 18 000 лет, светлое начало, белок (ян), образовало небо, а мутное, желток (инь), — землю. Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами ступая на землю. В течение 18 000 лет расстояние между небом и землей каждый день увеличивалось на 3 метра. С такой же скоростью рос Паньгу. Наконец он, увидев, что земля и небо уже не соединятся, умер. Дыхание Паныу стало ветром и облаками, голос — громом и молнией, левый глаз — солнцем, а правый — луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги. Бог Паньгу
Бог Паньгу, порождение животворных сил инь и ян
Плоть стала деревьями и почвой, волосы на голове и борода — звездами небесными, волосы на теле — травой и цветами. Из зубов и костей образовались металлы и камни, из пота — дождь и роса, из костного мозга — жемчуг и нефрит. И наконец, вши и иные паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. Согласно одной из поздних версий, смена дня и ночи происходит, когда Паньгу открывает и закрывает глаза. Другая версия мифа повествует о том, что Паньгу родился из пяти основных элементов и сотворил небо и землю резцом и молотом. Поэтому Паньгу чаще всего изображали с топором и зубилом в момент отделения им неба от земли.
В то время, когда земля и небо еще не отделились друг от друга, Вселенная представляла собой сплошной хаос, и по форме напоминала огромное яйцо, в котором и зародился наш предок Паньгу. Выйдя из яйца, он был прекрасным псом. Лишь много тысячелетий спустя, уже после того, как на свете появились звери и люди, Паньгу принял образ человека, но голова его навсегда осталась собачьей…
Так по одному из древних китайских преданий был сотворен мир, а пес Паньгу был первым «человеком» на земле. Однако этот миф не является самым популярным в Китае.
Из тыквы под блюдом.
По какой-то причине количество китайских космогонических мифов очень скромно по сравнению с разнообразием сюжетов других народов, населяющих Китай – чжуан, монголов, мяо, яо. Более того, некоторые ученые связывают образ Паньгу с образом первопредка именно народов мяо и яо — Паньху или Пань-ваном.
И, самое интересное, большинство таких преданий возникли в Китае только в начале первого тысячелетия н.э., хотя именно мифы о создании мира являются у всех народов самыми древними по происхождению. У китайцев же они появились, очевидно, после того, как Конфуций создал свое учение, Лао-цзы написал свой трактат, появилась первая империя и была построена Великая Китайская стена. Примечательно, что ни Конфуций, ни Мэн-цзы, столь почитавшие древность, нигде не упоминают ни Паньгу, ни других «строителей мира». Например, Мэн-цзы неоднократно обращается в своих наставлениях к так называемым первоправителям Китая — Яо и его преемнику Шуню, а также усмирителю потопа Юю. Но и он ничего не говорит о сотворении мира ни Паньгу, ни какими-либо другими божествами.
В Древнем Китае, по-видимому, не существовало даже упоминаний о Паньгу. Они появились лишь в раннесредневековых текстах, например в «Записках о поисках духов» 4го века или династийной «Истории поздней Хань» 5го века. Но в них Паньгу совсем не демиург мира, а просто «пятицветная собака», которая взяла в жены земную женщину. Самая известная версия мифа о Паньгу, зафиксированная в трактате Юй Чжэна «Исторические записи о трех правителях и пяти императорах» 3го века так передает эту историю:
«В древние времена, когда правил Гаосинь-ван, у его жены неожиданно заболело ухо. Потом оттуда выскочил маленький золотистый червячок, и болезнь прошла. Женщина посадила этого червячка в тыкву-горлянку и прикрыла блюдом. Там он превратился в прекрасного пса. А так как он появился в тыкве-горлянке под блюдом, ему дали имя Паньгу (пань — «блюдо», гу – «тыква»). Гаосинь-ван, увидев Паньгу, не отпускал его от себя ни на шаг. В то время князь Фан-ван неожиданно поднял мятеж. Гаосинь-ван испугался за судьбу государства и обратился ко всем сановникам со словами: «Если найдётся человек, который принесет мне голову Фан-вана, я отдам ему в жёны свою дочь». Тогда Паньгу отправился в стан врага, вцепился зубами в горло Фан-вана и отгрыз голову. Гаосинь-ван не хотел выдавать дочь замуж за пса, но тот попросил на семь дней посадить его под колокол, чтобы он смог превратиться в человека. Принцесса на шестой день захотела посмотреть на будущего мужа, и приподняла колокол. Тело Паньгу уже успело превратиться в человеческое, а голова оставалась собачьей, и уже не смогла превратиться в человеческую. Паньгу и принцесса поженились, а от их детей возник народ, который стал почитать Паньгу, как общего предка».
Люди-\»паразиты\».
В дальнейшем миф о Паньгу ещё более развился. В книге Чжоу Ю «Сказание о сотворении мира», написанной в начале 17 века, говорится, что Паньгу разделил небо и землю с помощью зубила и топора. Именно с этими предметами пса изображали в позднее средневековье.
Миф о Паньгу
Существуют и другие предания о волшебной силе и превращениях Паньгу после его смерти: «вздох, вырвавшийся из его уст, сделался ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый — луною, туловище с руками и ногами — четырьмя странами света и пятью знаменитыми горами». Рассказывают также, что кровь Паньгу стала реками, кожа и волосы на теле — травами, цветами и деревьями, зубы и кости — блестящими металлами, крепкими камнями, сверкающим жемчугом и яшмой, и даже пот, выступивший на его теле, превратился в капельки дождя и росу.
Согласно более позднему преданию, люди произошли из паразитов, ползавших по телу Паньгу, когда он лежал на смертном одре, а ветер развеял их повсюду. А в позднем религиозном даосизме Паньгу — один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы).
При всех расхождениях в описании Паньгу общим является то, что китайцы почитали его как первопредка, отделившего небо от земли. Поэтому предание рассказывает, что в Южном море есть могила Паньгу длиной триста ли. А ещё есть рассказ о государстве Паньгуго, в котором все жители носили фамилию Паньгу.
Миф о том, как духи сотворили людей, в самом деле очень интересен, но, к сожалению, записей о нём в древних книгах практически нет. Поэтому этот миф не получил широкого распространения, и не каждый китаец вам расскажет, что когда-то у нас был общий предок в образе собаки.