Во втором тысячелетии до нашей эры индоиранская общность народов (которая, в свою очередь, являлась частью еще более широкой индоевропейской общности) стала разделяться на две ветви — иранскую и индийскую. О родстве этих ветвей говорит и сходство их самоназваний — иранцы и арии.
Разделение это было медленным. Долгое время и праиранцы и арии поклонялись одним и тем же богам, которые имели эпитеты дева-асура (как, например, Варуна). Существовал также значительный массив народов, находившихся \»посередине\», между праиранцами и ариями. Они жили не только на территории современных Афганистана и Пакистана, но даже и в Сирии, как правящая династия могущественного царства Митанни, поклонявшаяся Уруване (Варуне), Индре и Насатья (Насатьям/Ашвинам).Во втором тысячелетии до нашей эры индоиранская общность народов (которая, в свою очередь, являлась частью еще более широкой индоевропейской общности) стала разделяться на две ветви — иранскую и индийскую. О родстве этих ветвей говорит и сходство их самоназваний — иранцы и арии.
Разделение это было медленным. Долгое время и праиранцы и арии поклонялись одним и тем же богам, которые имели эпитеты дева-асура (как, например, Варуна). Существовал также значительный массив народов, находившихся \»посередине\», между праиранцами и ариями. Они жили не только на территории современных Афганистана и Пакистана, но даже и в Сирии, как правящая династия могущественного царства Митанни, поклонявшаяся Уруване (Варуне), Индре и Насатья (Насатьям/Ашвинам).
Однако, постепенно накапливались идеологические различия. В Индии понятие \»асуры\» из амбивалентного перешло в разряд негативного, демонического. Боги же стали именоваться исключительно \»дева\». Среди же праиранцев происходил обратный процесс, получивший свое завершение в религиозной реформе Заратуштры.
Время жизни великого пророка невозможно четко определить (оно датируется от 12 до 6 вв. до н. э.). Место жизни также спорно (от западного Ирана до нижней Волги). Все же, наиболее вероятной представляется Бактрия (Средняя Азия).
Суть реформы Заратуштры заключалась в создании первой в мире религии единого бога. Для этой цели он пожертвовал древними богами, и отныне слово \»дэв\» на языке его последователей стало обозначать \»демон\». В этот разряд попали и Индра и Ашвины.
Но здесь важно иметь в виду очень важное обстоятельство. Заратуштра был жрец. Боги военной аристократии (Индра) и простого народа (Ашвины) были ему достаточно чужды. Однако, то же самое нельзя сказать и о жреческих богах. Варуна, по мнению Ж. Дюмезиля, стал той основой, вокруг сложился образ могущественного Ахура Мазды.
Возможно, за предпочтением обществом Бога Земных Сил или Бога Грома стоял выбор одного из двух взаимоисключающих путей развития. Пример — кельты и римляне. После того, как среди кельтов власть перешла к друидам, они поклонялись Цернунну/Езусу и жили в иррациональном магическом мире, поддерживая контакты с подобными себе этрусками. Римляне же возвели в ранг главы пантеона Юпитера (который, хотя и был Богом Ясного Неба, но вобрал в себя многие стороны Бога Грома) и создали мощную военно-государственную машину. Компромисс между мистикой и рационализмом был труднодостижим. Неудивительно, что одной из целей религиозной реформы профессионального жреца Заратуштры, поддержанной мидийскими магами (наряду с установлением монотеизма) была дискредитация громовержцев.