Мадурай , самый древний непрерывно обитаемый город на индийском полуострове, в индийском штате Тамил-Наду. Мадурай был столицей древней Южной цивилизации. Культурное наследие Мадурая насчитывает 2 500 лет, город являлся важным торговым и экономическим центром, начиная от времени торговли с Римом и Грецией.Мадурай , самый древний непрерывно обитаемый город на индийском полуострове, в индийском штате Тамил-Наду. Мадурай был столицей древней Южной цивилизации. Культурное наследие Мадурая насчитывает 2 500 лет, город являлся важным торговым и экономическим центром, начиная от времени торговли с Римом и Грецией.
\»Однажды вечером в понедельник (Somavar — день луны, нектара), много лун тому назад, Дхананджая, купец из Манавура, возвращался домой после долгой и трудной деловой поездки на западный берег. Проходя в сумерки через темный лес, он наткнулся на Индру, бога грома. В то время Индра, который случайно оскорбил могущественного бога Брихаспати, жил в лесу, чтобы искупить свои грехи. Он сидел и молился, прося прощения в ночь полнолуния (Chitra Poornima) у Сундаресвары (Шивы, прекрасного бога).
Божественный облик Индры, молящегося фаллосу (Lingo) Шивы, привел в восторг Дхананджаю. Он рассказал об этой истории своему царю, который немедленно приказал соорудить храм на этом священном месте. Рабочие расчистили лес, возвели храм и вокруг него построили город, спланированный в форме свернутого кольцом змея. Однако они не могли найти подходящего названия для этого нового города. Однажды ночью царю приснилось, как Шива разбрызгивал сладкий нектар (madhuro) над городом, и тогда он назвал город Мадхурапура, сладкий город; позже название сократили до Мадхуры, а теперь он известен как Мадурай. Город был частью царства династии Пандьев с XII до XIII века н.э. и центром развития тамильской литературы. Здесь проводились литературные конференции, называемые сангамы (sangam-s), и, говорят, что Шива даже посетил одну из них под именем поэта Сундаресвары. Здесь также еще раз была рождена на земле богиня Парвати, на этот раз как Минакши, \»богиня с глазами рыбы\», дочь местного правителя Пандьев.
Правители Пандьев не сделали значительного вклада в развитие архитектуры дравидийского храма — начала ощущаться нехватка средств и рабочих рук, необходимых для сооружения зданий такого масштаба. Вместо этого они и их преемники — монархи династий Виджаянагара и Наяка мудро решили использовать свои ресурсы для восстановления и украшения уже существующих многочисленных храмов. Одновременно они сконцентрировали свою творческую активность на окружении храма — например, построить ворота было гораздо дешевле, чем целиком храм. В XIII веке н.э. башня входа в храм (доригат) поднялась до предельной высоты, а в более поздние годы вокруг изначально построенных храмов вырастали тщательно разработанные комплексы со всеми необходимыми постройками (вспомогательные храмы, жилые помещения, трапезные, залы для представлений, лазареты).
Храм Минакши. Мадурай, Тамил Наду, Индия
Тем не менее, именно тогда был построен огромный, запутанный, как лабиринт, очень дорогой храмовый комплекс в честь женитьбы Парвати и Шивы в их воплощениях как Минакши и Сундарешвара.
Парвати как принцесса Минакши родилась с особым дефектом. У нее было три груди. Ее коронованные родители были по-настоящему обеспокоены, но предсказатель заверил их, что, как только девушка найдет достойного мужа, Шиву, третья грудь исчезнет. Действительно, когда Шива и Парвати поженились в день полнолуния месяца Пангуни (февраль — март), лишняя грудь исчезла, и божественная чета счастливо жила в своем замке в Мадуре.
Их дворец площадью в шесть гектаров, известный как \»двенадцатая обитель покоя\» (Dwadasantham), окружен четырьмя высокими внешними стенами и стоит в центре города. Над ним поднимаются к небу 12 величественных башен (gopuram-s). Большая часть огороженного пространства была выстроена заново в XVII веке н.э. после того, как Малик Кафур до основания разрушил стены и 14 башен (gopuram-s), оставив нетронутым только внутренний алтарь. Новые постройки были спроектированы Виованатхой Наяком в 1560 г., но построены между 1623 и 1655 годах н.э. во время правления Тирумалы Наяки.
Храм в стиле барокко включает в себя не только целую группу храмов и галерей, но также и большие залы (mandapa-s) — зал (kalyana mandapa), где каждый год проводится ритуальная свадьба Шивы и Парвати, а также зал с 1000 колоннами (сейчас их только 985), построенный примерно в середине XVI столетия. В комплекс входят и водоемы, часовни, дворцы, алтари и склады. Это целый маленький город, независимый и самообеспечивающийся.
Центром этого беспокойного царства являются храмы главных святых — Сундаресвары и его жены. В алтарь первого не допускаются паломники, он постоянно задрапирован и скрыт от глаз. Рядом находится священный водоем, Маха ПатхакаТиртхам, воды которого, по поверью, очищают самых падших грешников. Напротив него — руины старого храма бога Вишну.
Алтарь Минакши, так же как и ее мужа, находится в темноте; в него ведет золотая дверь из зала восьми богинь или божественных сил (Ashta Sakti Mandapam). Их святилище как бы защищено алтарями ее сыновей, Ганеши — справа, и Субраманьи — слева.
В трех милях на восток от храма находится живописное озеро площадью 1000 футов, называемое Вандийюр Теппакулам, соединенное каналом с рекой Ваигаи. Оно похоже на водоем Бинду Сагар в Вхубанешваре: в центре него тоже находится квадратный остров с одним главным и четырьмя второстепенными храмами по углам. Водоем считался священным с тех пор как на его дне нашли статую бога Ганеши. Сейчас она установлена в центральных башенных воротах (доригат) рядом с храмом Шивы\».