CВЯТОСЛАВ

CВЯТОСЛАВДела и поступки Святослава являются подлинным украшением нашей истории. Его мудрость, дально-видность в политике, честность, простота и отвага сумели счастливо и полно cоединиться в одном человеке и могут всегда служить потомкам образцом для подражания.CВЯТОСЛАВДела и поступки Святослава являются подлинным украшением нашей истории. Его мудрость, дально-видность в политике, честность, простота и отвага сумели счастливо и полно cоединиться в одном человеке и могут всегда служить потомкам образцом для подражания.
Из 28 лет княжения Святослава Сильвестр упоминает лишь о шести годах. О походах против болгар и хазар говорит вкратце, но после этих походов Болгария и Хазария прекратили своё существование, и русские племена навсегда освободились от их ига, а территория Руси была восстановлена в её древних границах. К Руси вернулись Крым и Таманский полуостров, а всё течение реки Волги от истоков до устья в Хвалынском море (Каспийском) стало свободным. О великом подвиге замечательного полководца говорится так мало, как о простом человеке.
Сильвестр ничего не говорит о старшем сыне Святослава Сфенге, который окончательно покончил с Ха-зарским каганатом и взял в плен последнего хазарского кагана Георга Зулу. В войне Руси с хазарами принимал участие на стороне России византийский флот, которым командовал принц Магнус. Подробности этой войны описаны двумя византийскими историками – Кедрениусом в Христориарум Копендиум (т.2, с.464) и Иоанном Скилицей в его Хранографорум. Сфенга участвовал со Святославом в последней войне с Болгарией, а затем был посажен отцом в Неаполе в Крыму для охраны русских владений в Крыму, Тамани и по Азовскому побережью, которые были отвоёваны Святославом у хазар. Сфенга — имя скифское и языческое. Был ли он крещён, греки не говорят. Он правил в Крыму и во время Владимира Святославича Великого. Во время войны с Византией Сфенга находился в Неаполе.
В 970г. император Цимисхий реорганизовал свою армию, создал отряд \»бессмертных\» (конница, зако-ванная в латы), вызвал в Европу лучших своих полководцев Петра и Варда Склира. Святослав вступил во Фра-кию и разгромил войска Петра. Другая часть войска двинулась к Константинополю, с русскими шли венгры и половцы. Битва произошла под Аркадиополем возле \»долгой стены\». В.Н.Татищев не знал, что это за стена. Она была построена в 512г. императором Анастасием против нападавших варваров. Эта стена тянулась от Деркоса до Селимбрии на Мраморном море длиной 50 миль. Здесь союзные войска были разбиты в 971г. Армия Святослава была сильно ослаблена, так как 3 года не получала пополнения. Первыми бежали печенеги. Потеряв союзников, Святослав не решался идти на Константинополь и ушёл в Переяславец. Греки завоевали Болгарию. Печенеги перешли на сторону Византии. После жестокого полевого сражения перед Доростолом Святослав, понеся потери, организованно отошёл в Доростол. Византийцы осадили город. В июле 971г. произошла последняя битва. Цимисхий послал \»бессмертных\» во главе с богатырём Анемасом убить Святослава. Анемас пробился к Святославу, ударил копьём его коня, потом дотянулся до князя мечом, попал в ключицу. Лишь на мгновение Анемас потерял равновесие, и Святослав нанес ему удар мечом в живот. Видя смерть своего богатыря, греки бежали.
Цимисхий, как полководец, понимал бесперспективность дальнейшей войны со Святославом, который занял активную позицию в обороне, совершая смелые ночные вылазки, в основном успешные. Византийская армия была ослаблена и не могла взять Доростол приступом, поэтому Цимисхий пошёл на переговоры со Святославом. Византия обязалась выполнить все старые договоры с Русью, выплатить большую дань каждому воину, в том числе и убитому из армии Святослава. Требование Византии к Святославу было одно – покинуть Дунай. Святослав согласился с этим условием.
Святослав оставил Доростол, освободил пленных. Своё поражение русы объясняли тем, что языческие боги наказали их за то, что в их войске были христиане. Святослав приказал убить всех христиан, которые были сторонниками Византии, в том числе и своего единственного брата Глеба (Улеба). В договоре от 945г. упомянут посол жены Глеба, родственник Игоря, который не был его братом, так как Глеб не был сыном Ольги, а другой жены или наложницы. Тогда Игорь являлся наследником, а не Глеб
Цимисхий послал к печенегам архиерея Феофила с сообщением, что Святослав с малой дружиной идёт по Дунаю, но с большой добычей, а основное его войско двигается сушей. Святослав провёл зимовку на блоки-рованном печенегами днепровском острове. Не ясно, почему главный воевода Святослава Свинельд не пришёл на помощь своему князю со всей дружиной. Ведь от Киева до днепровских порогов всего около 400 км, а вре-мени было у него от осени до зимы. По пути в Киев Святослав был убит печенегами.
Сильвестр не дает даты рождения Святослава. В.Н.Татищев дает 920г., на основе Ростовской летописи. В первой Ипатьевской, Хлебниковской и Воскресенской летописях говорится, что князь родился в 942г., через 39 лет после замужества Ольги. В 946г. Святослав уже воевал, хотя сказано, что он был ещё детеск, т.е. очень молод. Даже если Святослав родился в 920г., то Ольге было уже 31 год. Всё это мало вероятно. Видимо, ошибка ведется с даты рождения Игоря. Если он действительно родился в 875г., то в год смерти ему было 70 лет, а он принимал участие во всех походах. Если принять за год рождения Святослава 942, то Игорю в то время было 67 лет. Всё это косвенно подтверждает, что Игорь не был сыном Рюрика.
Слепая псевдоисторическая традиция настойчиво изображает Святослава беспокойным рыцарем удачи, у которого была одна забота, где и кого ограбить. Еще современники Святослава византийские летописцы заложили эту ложь.
Значение исторической борьбы Святослава далеко выходит за пределы его личной биографии, военной истории, или даже истории России. Святослав прокладывал совершенно иную дорогу для мировой истории, во многом противоположную тому пути, на который властно толкал европейский мир державный Константино-поль. Святослав пытался создать языческую, альтернативную христианской Византии, Мировую Державу язы-ческой идеи. В этом величие его титанической борьбы и действительное мировое значение конечного проиг-рыша. Как в области военной тактики (подвижный модульный строй, сомкнутая \»черепаха\», ударная фаланга, стремительные переходы, умение измотать противника, навязать ему штурм своего укрепленного лагеря), идеологически Святослав стал последним прямым наследником Великого Рима, завершающим грозным аккор-дом его гениальной симфонии.
Если бы Святославу нужна была только военная добыча то, что же мешало ему, полностью обеспечив свои тылы разгромом хазар, пройти огнём и мечом богатое побережье Каспия, как это делали победоносные дружины русов в 909–912 и 945гг, или обрушиться на греческие полисы Причерноморья, где добыча лежала под рукой? Святослав поступает иначе. Он готовится к решительному столкновению с Константинополем. Ве-дёт сложную военную и дипломатическую борьбу в Болгарии; преодолев сопротивление киевской знати, фак-тически переносит столицу русов в Переяславец; готовит перевалочные базы, закупает оружие и коней у вен-гров. Зачем столько методических приготовлений. Все военно-политические шаги Святослава, поражающие своим упорством, методичностью и строгой последовательностью, вели князя к одной цели: созданию Великой Языческой Империи меча, которая была бы в силах бросить вызов Империи креста — Константинополю.
Если бы обстоятельства сложились в пользу Святослава, и он успел бы развернуть армию в Болгарии и надёжно укрепить тылы, если бы он получил хотя бы краткую передышку для подготовки похода на столицу ромеев, ещё не известно, как сложилась бы судьба Руси, да и всего мира.
В Константинополе не совершили ни одной ошибки. Их действия были глубоко продуманы, предельно точны и чрезвычайно энергичны. Армию ромеев вёл сам император Иоанн Цимисхий, который был не только талантливый полководец, но и бесконечно храбрый человек.
Русы и ромеи пытались воплотить два великих, но различных по сути идеала развитие которых во мно-гом определяло грядущие пути Мировой Истории. Язычество Святослава внушало человеку несокрушимую веру в собственные силы и вместе с тем не закрывало дороги к высшей справедливости Бога. Святослав всегда оставался князем Белбога, даже в те действительно страшные дни, когда на пустынном острове в устье Дуная вынужден был во имя спасения армии жестоко подавить мятеж своих бывших соратников-христиан. Отрицая истину Христа, не желая связывать свою волю обязательствами перед Богочеловеком, Святослав пытался про-будить колоссальные энергии в самом человеке, выковать из русов Людей Абсолютной Воли, которые по силе своего духа не уступали бы богам. Святослав был, несомненно, первым, хотя и не единственным в очень не-большом ряду исторических деятелей, чья личная, фантастическая по силе духовная энергия давала надежду достичь этой космической по масштабу цели. В те дни, когда на стыке Европы и Азии решалась судьба мира, а все народы покорно преклонили головы перед идеалами креста или полумесяца, Святослав предложил свой русский путь духовного развития, черпающий силу в железной воле самого человека, предложил свой идеал спасения нетленного духа – идеал торжествующего Меча, правда которого заключается в священной войне со злом здесь, на Земле.

Оцените статью
Добавить комментарий