Общественный строй

Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вас­салам автономии. Так, бояре — высший слой общества — явля­лись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.Постепенно в Киевской Руси сложилась структура управления государством, поначалу, во многом схожая с западным институтом вассалитета, включавшим понятие свободы, предоставление вас­салам автономии. Так, бояре — высший слой общества — явля­лись вассалами князя и были обязаны служить в его войске. В то же время они оставались полными хозяевами на своей земле и имели вассалов менее знатных.

Великий князь управлял территорией при помощи совета (Боярская дума), в который входили старшие дружинники — ме­стная знать, представители городов, иногда духовенство. На Со­вете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ря­да судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизи­ровала права и автономию вассалов и обладала правом \»вето\». Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворо­вую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но в разре­шении важнейших тактических вопросов князь обычно советовал­ся с дружиной в целом. С участием князей, знатных бояр и пред­ставителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех кня­жеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроиз­водством, сбором пошлин и тарифов.
Основную ячейку общественного устройства Руси составляла община — замкнутая социальная система, признанная организо вать все виды деятельности человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи многофункциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллектив­ным собственником земли и угодий. Свою внутреннюю жизнь об­щина организовывала на принципах прямой демократии (выборности, коллективного принятия решений) — своего рода, вечевого идеала. Фактически государственное устройство держа­лось на договоре между князем и народным собранием {вече). Состав вече-демократический. Все взрослое мужское население шумным одобрением, или возражением принимало важнейшие решения по вопросам войны и мира, распоряжалось княжеским столом (престолом), финансовыми и земельными ресурсами, санкционировало денежные сборы, обсуждало законодательство, смещало администрацию и пр.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследст­вие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочев­ников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи}. В городских центрах суще­ствовали тысяцкие — предводители военного городского ополче­ния. Именно многочисленное народное ополчение зачастую реша­ло исход сражений. И подчинялось оно не князю, а вече. Но как практический демократический институт оно уже в XI в. стало по­степенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общест­венно-политической жизни русской земли.

Оцените статью
Добавить комментарий