Ю.П.Миролюбов приводит археологические данные, согласно которым словени Новгорода были на ме-сте с древнейших времён, никуда не уходили и ниоткуда не приходили. Южная Русь подвергалась нападениям, разорениям и часто меняла места.Ю.П.Миролюбов приводит археологические данные, согласно которым словени Новгорода были на ме-сте с древнейших времён, никуда не уходили и ниоткуда не приходили. Южная Русь подвергалась нападениям, разорениям и часто меняла места.
Иоаким начинает историю Новгорода в своей “Повести временных лет” с Буривоя — прадеда Рюрика (род. ок. 770г.), который вёл тяжёлую войну с варягами и много раз их побеждал. Он обладал всей Биармией до Кумени. Битва с норманнами — находниками произошла на р. Кумени. Буривой был разбит наголову и бежал в сильно укреплённый город Биармы, построенный на острове (Биармы позднее назывался Карела, у финнов Кексгольм, затем Приозерск, расположенный на двух островах). Там находились подвластные ему князья. Бу-ривой остался на острове и умер здесь в глубокой старости. Норманны захватили столицу, град Великий, (не Новгород) и наложили на словен, русь, чудь тяжёлую дань. Народ сильно страдал и просил у Буривоя, который сам был слишком стар, отпустить к ним сына Гостомысла (род. ок. 790г. ум. 867г), с приходом которого народ восстал, часть норманн была избита, часть изгнана.
Викинги приходили на Русь в 860г. и 861г., но были биты. Они грабили Европу, но у русов встретили сильное сопротивление. Новгороду помогли варяги, знавшие \»норманнский строй\». Они научили новгородцев драться этим строем. Когда викинги напали на Новгород, то были разбиты. Из 20 \»королей открытых морей\» или ярлов сумели уйти только 2 или 3, да и те потеряли свои \»драккары\». По преданию в Новгороде погибло 10 000 викингов. Это нападение было последним. Они предпочитали Западную Европу, где их не валили тяжелые секиры русов.
Гостомысл построил на море город против высадки викингов и назвал его именем старшего своего сына Выборга. С варягами был заключён мир. Гостомысл внушал уважение соседям своей силой и разумом. Многие князья приезжали к нему морем и посуху просить совета, смотреть, как он судит и ведёт дела. У Гостомысла было 4 сына, все они умерли дома или погибли в бою. Троих дочерей он выдал за соседних князей. Средняя, дочь Умила (род. ок. 820г.), вышла за варяжского князя оботритов Годлава и по преданиям была матерью Рю-рика. Старшая дочь была замужем за изборским князем. У неё родился сын Вадим, который имел все права на княжение в Новгороде, но был убит Рюриком.
Гостомысл тревожился о наследнике и направил в Комноград спросить оракула, который ответил, что боги обещают дать ему потомство. Гостомысл не поверил, так как был старый, и жёны не рожали ему детей. Тогда он послал к вещунам в Земиголы и опять получил ответ, что наследовать ему будут потомки, но он опять не поверил. Скоро ему приснился сон, что из чрева его средней дочери Умилы растёт плодовитое дерево. Ве-щуны ему сказали, что наследовать будут внуки его средней дочери. Перед смертью Гостомысл созвал старей-шин словен, руси, чуди, веси, мери, кривичей, дреговичей и рассказал своё сновидение. Посланные отправились к варягам — словенам в Полабию и, после смерти Гостомысла, пришёл Рюрик с двумя братьями и роды его.
В полмили от Новгорода, влево от городища, на правом берегу Волховца, на Волотовом поле, где прежде стоял Спасский монастырь, находилось кладбище новгородских богатырей и могила Гостомысла, раскопанная Ходаковским в 1820 г. Здесь на этом поле сейчас стоит Волотовская слобода.
“Предания Начальной Русской летописи” говорят о том, что Гостомысл отослал младшего сына Словена в Чудь и поставил на Ходнице городок Словенок, он княжил там 3 года и умер. Сын Избор умер от укуса змеи.