Хазары — тюрко-язычное племя, в III в. обитали в низовьях Терека (Г.С.Федоров). Во II–III вв. атлантиче-ские циклоны изменили направление на север. Из-за сильных дождей Волга стала полноводной рекой с раз-ветвлённой дельтой. Степняки сарматы покинули эти места. На их место переселились хазары. Множество протоков мешали степнякам проникнуть в Хазарию. Сами хазары не выходили в степь. В 658г. Западно-Тюркский Каганат был завоёван войсками империи Тан, болгары утигуры лишились поддержки верховного кагана. Около 670г. хазары разгромили болгар, которые частью бежали на Каму, другие на Дунай, некоторые в Венгрию и даже Италию. На развалинах Тюркского каганата сложилось мощное кочевое государство – Хазария.Хазары — тюрко-язычное племя, в III в. обитали в низовьях Терека (Г.С.Федоров). Во II–III вв. атлантиче-ские циклоны изменили направление на север. Из-за сильных дождей Волга стала полноводной рекой с раз-ветвлённой дельтой. Степняки сарматы покинули эти места. На их место переселились хазары. Множество протоков мешали степнякам проникнуть в Хазарию. Сами хазары не выходили в степь. В 658г. Западно-Тюркский Каганат был завоёван войсками империи Тан, болгары утигуры лишились поддержки верховного кагана. Около 670г. хазары разгромили болгар, которые частью бежали на Каму, другие на Дунай, некоторые в Венгрию и даже Италию. На развалинах Тюркского каганата сложилось мощное кочевое государство – Хазария. Она подчинила многие соседние племена. Почти весь юг современной России, южные и восточные регионы современной Украины отошли к ним. Часть хазар занялась земледелием и ремёслами, возникли многочисленные города. Хазарам в 662–744гг. пришлось отражать вторжение арабов, которые не могли продвинуться севернее Дербента. С 650 по 810гг. Хазарией управляли тюркские ханы династии Ашина. Они возглавляли борьбу с арабами и, будучи мастерами маневренной степной войны, научили хазар отбивать натиск арабов. К началу VIII в. Хазария представляла собой богатую, сильную и благоустроенную страну. Её отважные воины, искусные ремесленники, трудолюбивые скотоводы и земледельцы вызывали всеобщую зависть и восхищение. Лишь разноплемённость несколько ослабляла её.
Хазары оставались язычниками, безразличными к любой религии, это их и погубило. М.И.Артамонов писал, что Хазарию превратила в классовое государство еврейская купеческая верхушка, опиравшаяся на наёмные войска и лишившая кагана свободы власти. В 802г. еврей Обадия сместил кагана и насадил иудаизм. Сразу после этого в Хазарию стали стекаться евреи из разных мусульманских стран и даже из Рима. Они как саранча заселили целые кварталы хазарских городов. Особенно много их было в Крыму и столице Хазарии – Итиле.
“Новая религия не объединила, а наоборот, разъединила и без того непрочное государственное образование, возглавляемое хазарами” (С.А.Плетнёва, Хазары, М, 1986г.). “Самобытное искусство погибло, ремесленники уже не создавали высокохудожественные произведения” (там же).
В начале VIII в. происходила миграция евреев из Ирана в Хазарию. В 721 г. хазары напали на арабов, вторглись в Армению, но были разбиты наголову. Арабы, развивая успех, взяли Дербент, Беленджер (на берегу р. Сулак) и разрушили Семендер (на берегу Терека около станицы Шелковской). Успех арабов был облегчён тем, что аланы ударили в тыл хазарам. В 724–725гг. арабы прошли через Дарьяльский проход, напали на алан, покорили их и обложили данью. После этого ежегодно следовали набеги арабов на хазар и ответные со стороны хазар, которым пришлось перенести столицу с Терека на Волгу, где был построен город Итиль. Союзниками хазар в это время были евреи и греки. Союз с Грецией был скреплён браком императора Константина V (Исавра) с хазарской царевной Чичак (Цветок), в крещении Ириной. В это время помощь хазарам оказали грузины, восставшие против арабов в 735г., но были жестоко подавлены. Талантливый и жестокий полководец арабов Мевран взял горные крепости и покорил в 736г. лакцев (лакзов) и алан, перенес войну в Хазарию. В 737г. арабы дошли до правого берега Волги. Войско арабов насчитывало 150 000 человек, в том числе вспомогательные отряды армянских князей. Хазары могли противопоставить лишь 40 тыс. Хазарский хан бежал к горам на север. Арабы соорудили понтонный мост через Волгу. Отборный отряд арабов переправился и внезапно напал на хазар, и нанёс им сокрушительное поражение. 10 000 было убито, 7 000 пленено, остальные разбежались. Хазарский хан просил мир и получил его с условием принять ислам. Мевран вернулся в Дамаск и стал халифом, но здесь он столкнулся с такими врагами, против которых бессильны таланты и доблести — с предательством и изменой. В 750г. он был убит.
Евреи жили среди хазар и пользовались привилегиями по сравнению с хазарами. Мусульманский пропо-ведник, оставленный Мевраном для обращения хазар в ислам, был убит раввином (сообщает ал-Бакри). При новой династии Аббасидах в 764–799гг. хазары вторглись в Закавказье, где от арабов освободились Кахетия, Тао-Кладжети и Абхазия. Теперь хазары грозили Халифату. Византия им была не опасна так как погрязла в войнах с арабами и во внутренних распрях. В такой благоприятной обстановке в 762г. хазары захватили хем-зин, лакз и алан. Все завоевания Меврана были уничтожены. Итиль стал центром международной торговли. Между хазарами и арабами был установлен мир.
В это время движется к закату Византия, гибель наступила не от ударов внешних врагов, а из-за внут-ренней диверсии императора Льва III Исавра. В 726г. он поднял руку на святыню христианства — икону. Это была ломка этнической психики народа, стереотипа поведения, культурной традиции – сердца византийского этноса. Опираясь на малоазиатскую солдатчину, императоры-исаврийцы пытались отнять у своего народа то, ради чего он жил и страдал, воевал и молился. Они сделали жизнь своих подданных оскорбительно-бессмысленной, а те отказали правителям в уважении и любви. Аналогично поступили в 1917г. сионисты, узурпировав власть в нашей стране и развернув гнусную политику по уничтожению всего русского националь-ного, в том числе и святынь (Л.Н.Гумилев). В Византии раскололось общество. Западные области остались вер-ны православию и потеряли связь с Константинополем, ставшим из столицы христианского мира городом Ма-лоазиатского царства Византии. Так надломился византийский этнос. Иконоборчество в 726г. было провозгла-шено императорской политикой. В 730г. осуждается иконопочитание, а в 754г., уже при Константине V в Хал-кидоне состоялся иконоборческий собор. Это было собрание подхалимов, а не Вселенский Собор. Простые люди поняли иудейское происхождение иконоборчества\» (Чичеров И.С., Византийские исторические сочинения: \»Хронография Феофана, \» Бревиарий Никифора, М, 1980 г., с. 142).
Расколотое евреями византийское единство стало источником неудач во всех сторонах деятельности. Пошла серия военных поражений. В 806г. Нарун ар-Рашид опустошил Малую Азию, в 811г. болгары разбили византийскую армию и убили императора Никифора, а в 813г. подступили к Константинополю. В 810г. Визан-тия потеряла Венецию и Далмацию и авторитет на Западе. Страны Западной Европы перестали посылать учиться в Константинополь будущих священнослужителей, предпочитая Францию и Италию, где еврейские раввины преподавали им язык, философию и одновременно внушали ученикам скептицизм к основным догма-там христианской церкви. Возвратившись, ученики сохраняли связи с евреями, продолжавшими разрушитель-ную деятельность, в результате распространилось мнение, что все веры равноправны.
В Византии к 155г. христиане слились в субэтнос, своей благонадежностью, правдивостью завоевали ав-торитет у правительства. В 313г. Константин с помощью христиан победил противника Максенция и объявил христианство господствующим. Чернь также приняла христианство.
Персия веками благоволила евреям. В 602г. солдаты убили византийского императора Маврикия и воз-вели на престол свирепого тирана Фоку. Шахиншах Хосрой Парвиз начал войну против Византии под предло-гом мести за своего погибшего приёмного отца. Настоящая же причина войны — была изгнание греков из Азии и Египта. Евреи стали на сторону персов, хотя являлись советниками греков. Они вызывали беспорядки в тылу у греков, причём успевали заручиться покровительством греческого начальства и обратить его гнев на восточных христиан монофизитов и несториан. Греческие военачальники по указанию евреев проводили карательные походы против них. Это было на руку персам, так как население, после карательных экспедиций из Константинополя переходило на сторону персов. В результате персы продвинулись до Средиземного моря. Страшное преступление совершено в 615 г. в Иерусалиме, где после взятия города персы пленили от 62 до 67 тысяч человек. Перегнать их в свою страну они не могли и продали евреям. Евреи проявили невиданную за всю историю земли бессмысленную жестокость — покупали пленных христиан лишь с единственной целью, чтобы убить. Коварство и подлость евреев проявились и в Месопотамии. Здесь они после заключения мира в 629 г. убедили персидский гарнизон оборонять от греков Эдессу, которая по условиям мира должна была возвращена Византии. Весь персидский гарнизон был уничтожен греками, а евреи послали к императору Ираклию парламентёров и выпросили прощение евреям за эту подлость. Несмотря на всеобщее неприятие евреев, Ираклий выручил их и сохранил. В 629г. Меровинги без симпатии относились к евреям, король Дагоберт решил изгнать их из своих владений, но вмешался Ираклий, и изгнание предателей не состоялось. В свете откровенного предательства евреев непонятно отношение Ираклия к ним. В борьбе могли проигрывать греки или персы, а евреи только выигрывали от их борьбы.
Откровенная измена евреев вызвала озлобление сирийских и аравийских семитов. Результатом была до-говоренность в 637г. между епископом Софронием и халифом Омаром. Епископ дал халифу Иерусалим с тем, чтобы евреи не жили в Иерусалиме. Омар велел построить мечеть на месте Соломонова храма.
Конфликт арабов с евреями начался еще в Медине при пророке. Побеждённые евреи покинули Аравию и поселились в Палестине под покровительством персов, некоторые ушли в Иран в 650г., так как арабы завоевали Персию. Персы приняли ислам, а евреи создали шиизм как способ раздробления мусульманской общины. Некий Абдулла ибн-Саба, иудей, перешедший в ислам, выдвинул в 653 г. учение, на первый взгляд правоверное, что перед концом света Мухаммед вернется в мир, а пока его должен замещать тот, кто при жизни был его помощником т.е. Али и его потомки. Здесь таилось зерно не только тогдашнего раздора — претензии Али на престол, но и позднейшего шиизма, привившегося лучше у персов, чем у арабов. Так была создана идеологическая основа гражданской войны, вызвавшая быстрое распадение халифата. Начались бесконечные восстания, убийства, предательства, жертвами которого стали Али (зарезан в 661 г., его сын Хусейн пал в бою в 680 г.), покинутые друзьями и сподвижниками. В 690г. последовали адекватные меры против подрывной деятельности евреев. Тогда они покинули Персию. Евреи прожили там 1200 лет, пользовались покровительством законов и поддержкой венценосцев. Евреи двигались от одного народа к другому и прибыли в страну Русию, землю Ашкеназ и Швецию и нашли там много евреев (И.Берлин, соч., стр.78–79). Авторство этого текста приписано известному иранисту Иосифу б. Иегошуа Га-Каину, жившему в XVI в., и имевшему более древние рукописи. Работа Берлина подтверждает, что Русь существовала в VII в. и что в Германии (Ашкеназ) и Швеции существовали еврейские колонии. В VIII в. евреи переселились в Хазарию также, как в XVII в. из Испании переселились в Голландию. Там они завели дружбу с греками, которые торговали лучше евреев и предпочитали арабов. Владетель Константинополя во время Харун-ар-Рашида в 786–809гг. изгнал всех живущих там евреев, которые переселились в Хазарию, где они обратили язычников-хазар в иудаизм. В Багдадском халифате евреям не давали преимуществ перед арабами. Власть и господство над народами халифата была для них недостижима. Поэтому евреи стали искать новую страну и обрели её в Хазарии. Хазары делили Крымский полуостров с греками Хазарам принадлежал Степной Крым, восточная часть южного берега от Керчи до Судака (Сурожа). Опорой власти Византии в Крыму был Корсунь (Херсонес около Севастополя). Из Крыма шло распространение христианства. В 775 г. Бравлин совершил поход против хазар, но пострадали крымские хазары-христиане, что повлекло за собой упадок христианских епископств в степи вплоть до Хорезма. Русы завоевали побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, особенно пострадали церкви. После этого похода Готия подчинилась Византии в 790г. Этот набег Бравлина организовали греки, чтобы вернуть Готию и ослабить хазар. Но в результате русы получили доступ к Чёрному морю и затем 200 лет опустошали побережье Малой Азии. Набег ослабил православие в Хазарии, там распространился иудаизм.
В 745г. еврейские купцы захватили караванный торговый путь между Китаем и Европой. Торговля была баснословно выгодной из-за спекуляции наркотиками и предметами роскоши. Евреи-купцы названы персид-ским словом \»рахдониты\». Хазария стояла на перекрестии всех торговых путей.
Пленных арабы называли \»скалиба\», т.е. людей которых можно обратить в невольников. Ал-Куфи вклю-чает в это понятие всех \»неверных” Восточной Европы. Ал-Хорезми в 836–847гг. писал: \»Германия, она же страна Скалиба\». Масуди причислял к скалиба немцев, венгров; славяне также могли быть в числе продавае-мых, но Масуди называет их \»валинана\» (волыняне). Из этого ясно, что славяне и \»скалиба\» не одно и тоже.
Основным товаром для вывоза из Хазарии в VIII–IX вв. были рабы. Поэтому сюда устремились работор-говцы-евреи из Ирана и Византии. Богатые евреи подносили хазарским ханам и бекам богатые подарки, а кра-сивые еврейки пополняли хазарские гаремы, Но добиться политической гегемонии евреи не могли. Военная власть оставалась в руках тюрко-хазарской знати. Евреи преуспели через своих женщин. Сын хазарина и еврейки имел все права отца и матери. Его воспитывали раввины, члены общины помогали делать карьеру, он становился наследником, Талмуд имеют право изучать только раввины и теологи, остальные евреи изучают его конспект. Евреи-караимы выпали из еврейского этноса. Они не приняли талмудизма, что примирило их с христианством и исламом.
Когда Никифор захватил власть в Константинополе 31 октября 802 г., а халиф Харун ар-Рашид казнил 27 января 803г. своих верных помощников и друзей бармскидов, в Хазарском каганате влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки. Он превратил хана из династии Ашина (по отцу, мать еврейка) в марионетку и сделал иудаизм государственной религией Хазарии. Хан принял иудаизм и был принят в общину.
Все государственные должности были распределены между евреями. Сам Обадия принял титул \»пех\» (бек), что в переводе на арабский язык означает \»малик\», т.е. царь. А хан находился под стражей и выпускался на показ народу один раз в год. Так был совершён государственный переворот. По данным В. Данилова реаль-ная власть в Хазарии принадлежала царю-военначальнику. А сакральным владыкой, обладавшим мистической силой и являвшимся одновременно верховным жрецом и жертвой сложных религиозно-мистических ритуалов считался каган. Он избирался из одной и той же знатной иудейской семьи. С качеством личности кагана хазары связывали своё благополучие, все несчастия они приписывали ослаблению его божественной силы. При возведении на престол нового кагана выполнялся обряд, сходный с традициями архонтов-тюркитов. Царь набрасывал на шею кагану шёлковую петлю и давил до тех пор, пока тот не начинал задыхаться. Тогда спрашивали сколько лет он желает царствовать? Полузадушенный каган называл число, по истечении которого его убивали. От этого мистического обряда происходит иудео-европейская традиция надевать на шею галстук при исполнении должностных обязанностей, как напоминание об обязанностях служить Дьяволу.
Еврейская община в Итиле накопила огромные богатства и включила в свой состав ханов династии Ашина. Тюрки сохранили многожёнство, женились на еврейках, сыновья становились царевичами и членами иудейской общины, изучали тору и талмуд, женились на еврейках. Так произошло разделение знати и народа, который жил своей отдельной жизнью, не касаясь государственных дел. Но это не устраивало тюркскую ари-стократию. Началась гражданская война. На стороне восставших выступали мадьяры, за евреев нанятые за деньги печенеги. Константин Багрянородный описал эти события. Часть восставших была перебита, часть бе-жала. Эта бойня противоречила всем нравам и правилам тогдашнего мира своей бессмысленной жестокостью (как и в 1917–1922гг.). Евреи, как и Иисус Навин при завоевании Ханаана, истребляли не только младенцев и стариков, но и всех животных. В результате Хазария изменила свой облик. Она превратилась в страну аморф-ных подданных с господствующим, чуждым народу по крови и религии руководством. Новый порядок был установлен в 20-х годах IX в. В итоге большое государственное образование с прочной экономической базой, яркой культурой, сильной централизованной властью, сумевшей сплотить вокруг себя разные этнические народные массы, развалилось. От него осталось маленькое паразитическое ханство, тормозившее развитие экономики в соседних странах, мешавшее их торговле. Рис. 13
Основные признаки Хазароиудейского государства таковы:
1. большая часть населения не евреи.
2. Высшая государственная власть в руках евреев.
3. Экономическое доминирование евреев.
4. Господство в обществе иудейских моральных, культурных и духовных ценностей.
Главными последствиями еврейского господства являются:
1. Распри в государстве, борьба племён, этносов, противостояние регионов.
2. Экономика базировалась не на производстве, а на транзитной торговле, спекуляции.
3. Деградация науки, культуры, искусства подконтрольного евреям народа.
4. Потеря ”высоких” технологий.
В 834 г. греки построили евреям крепость Саркел для \»защиты\» от восточных врагов, мадьяр, Киевской Руси. Гарнизон крепости состоял из печенегов и, вероятно, гузов. Еврейская верхушка истребила в стране христиан. В 854г. хазары-мусульмане вынуждены били бежать в Закавказье. Хазары совершили набег против славян с целью захвата племён и увеличения прибыли. В IX в. они достигли Днепра, покорили северян, вятичей, ради-мичей, полян. Вопреки данным летописи поляне дани не платили (см. М.Ю.Брайчевский, Похождения Руси). В Киеве сидели русские князья Дир и Аскольд, потомки Кия, а не сбежавшие от Рюрика конунги.
Хазарские евреи пользовались наемной силой. Сначала они использовали печенегов, затем мадьяр, по-ссорились с ними и наняли гузов. Около 889 г. потеснили печенегов, и те переместились на берега Днепра к Чёрному морю. В 915 г. они появились на границе Руси. Платя наёмникам, евреи запрещали им терпеть пора-жение, бегство от противника каралось смертью. Исключение делалось для предводителя и его заместителя иудеев. Наёмное войско составляли 12 000 чел. Они рассматривались как товар, как капиталовложение, которое должно принести прибыль. С точки зрения славян, византийцев, арабов и даже германцев такое отношение было недопустимо даже к боевым лошадям и охотничьим собакам. Хазария ничего не производила, жила за счет торговых спекуляций. Крестьянское население угнеталось налогами гораздо сильнее, чем в арабском мире. В Хазарии не было восстаний. Положение людей было не только тяжёлым, но и безнадежным. Любое восстание против правительства с регулярной армией было обречено. Противники были истpeблены в период установления иудаизма.
От хазарских евреев не осталось следов культуры. Моисей запретил делать статуи. Украшение домов было беспредметным, состояло из символов и геометрических фигур. Древнее еврейское \»искусство\» стало прообразом абстракционизма. Власть в Хазарии была огромным обманом, когда каган один раз в год показы-вался народу, а остальное время еврей выжимал все соки из населения хазарского народа. Подобное же деяние совершали после переворота 1991–1993гг., когда Ельцина показывали по телевизору как президента, а он лишь подписывал указы, составленные Гарвардским университетом, направленные на разрушение страны. Россия же за эти указы ещё и платила Гарвардскому универ ситету многомиллионные суммы.
В 893 г. хазары заключили союз с мадьярами и греками против печенегов и болгар. Греко-хазарские войска были разбиты болгарами, которые перед разменом пленных обрезали носы хазарам. В ответ на это император Лев VI в 894г. прислал флот, который привёз венгров Арпада и Курсана на правый берег Дуная. Венгры разбили царя Симеона, дошли до Преславы, грабя и убивая, набрали много пленных и продали в Византию. Симеон просил мир, но в 897г., когда мадьярские всадники были в походе, печенеги и болгары напали на страну Ливедию и вырезали оставшихся мужчин, женщин, детей и стариков. Вернувшиеся мадьяры покинули страну и ушли в Ванонию, ставшую с 899г. Венгрией. Там они сокрушили Моравское царство и набрали себе в жёны юных славянок. Так сложился новый венгерский этнос.
В IX в. хазары сделали своими союзниками тиверцев и уличей, обеспечив важный для евреев-купцов торговый путь из Итиля в Испанию. В 913г. хазары при помощи хузов разгромили печенегов, живущих на Яике и Эмбе и контролировавших отрезок караванного пути из Итиля в Китай. Хазарские евреи стали готовить напа-дение на Киев. Столкновения с русами произошли после сооружения в 834 г. крепости Саркел. События до 860г. слабо отражены в истории.
В 800г. Карл Великий покорил саксов и лангобардов и стал импера тором. После иудейского переворота хазарин Обадия и Карл заключили союз, по которому иудеям разрешили жить в Германии по их обычаям и дали им преимущества перед коренным населением. Иудеи поддерживали тесные связи с Каролингами до их падения в X в. В это время арабы были связаны войной с Византией и подавляли бесконечные восстания.
В Византии в 813г. болгарский хан Крум дошёл до Константинополя. Испанские арабо-берберские пираты взяли Крит и сделали его базой для набегов в Эгейском море. В 827г. берберы Атласа вторглись в
Сицилию, а потом продолжили завоевания в Южной Италии. Болгары опустошили Македонию. А в это время в Константинополе император занимался уничтожением икон и преследованием монахов. Но этот беспредел закончился в 843г, после Собора и примирения светской власти с церковной. Огромные силы империи были направлены на укрепление страны. В 860г. Кирилл обратил в православие часть хазар, в 864г. его брат Мефо-дий приобщил к православию Моравию. В 864–665гг. крестился болгарский царь Борис. Наконец в 872г. дли-тельная и жестокая война с павликианами закончилась победой Византии.
В 858г. патриархом в Византии стал Фотий, которого не признал Папа Николай 1. В 863г. он отлучил Фотия от церкви, но Константинопольский Собор предал Папу анафеме. Так произошёл раскол церквей. Фран-ки и латины стали чужими для греков. Византия превратилась в небольшое государство, где императором стал армянин, привлекший на службу своих земляков.
Иудохазары были в дружбе со всеми имперскими режимами (поздний Тан, Каролинги и их преемники в Германии, Саксоны, Оттоны, Абассиды) и были во вражде со всеми народностями: армянами, грузинами, шии-тами халифата, печенегами, славянами Киева. Это можно объяснить социальной близостью деспотических режимов. Иудеи подкупами добились большого влияния во Франции, которой грозила судьба Хазарии. С 800 года начались походы викингов. Они разграбили города Франции и Германии. Наводили викингов и покупали у них в рабство людей и награбленное имущество евреи. При Карле Великом, значение которого необоснованно раздуто, в наиболее богатых областях Священной Римской Империи евреи составляли господствующий класс, диктующий свои порядки.
В Испании еврейские купцы в 854–874гг. торговали андалузскими девушками и для этой цели имели торговый маршрут от Марокко до Туниса и Египта. В 848г. норманны разграбили и сожгли Бордо преданный евреями, которые от викингов не пострадали. В “Повести временных лет\» говорится о связях евреев и норман-нов. \»Два хищника рахдониты и викинги в 859г. договорились о разделе сфер будущих завоеваний, которые предстояло разрешить\». Когда норманны напали на Англию, то взяли с собой евреев, и те в 1100 г. держали в своих грязных руках „кредитные операции английских королей и их вассалов (Тюменев А.И.). Этот постыдный союз был нарушен только королем Эдуардом I в Англии и Филиппом Августом во Франции.
Евреи захватили в Хазарии торговлю, финансы, промышленность, но их деятельность была направлена не для блага страны, а для обогащения себя и своего племени и вела к деградации и упадку из-за грабежа стра-ны.
Первый удар нанесли хазарам Аскольд и Дир, освободив в 862г. полян. Затем Олег в 883г. освободил се-верян и радимичей. Полностью подорвал могущество хазар великий и мудрый Святослав, в 964 г. Окончатель-но покончил с гнездом еврейской работорговли сын Святослава Сфенг. Он в первой же битве разгромил хазар и пленил последнего хазарского кагана Георга Зула. После этого о хазарах забыли. Но в настоящее время страдания и гибель народов по хазарскому образцу продолжается.