Бог солнца, верховный бог египтян. Изображался в виде человека с головой сокола, над которой располагался солнечный диск. Согласно древнейшим сказаниям, Ра рождался каждый день от Небесной Коровы (Нут). Кроме того его почитали как покровителя умершего фараона. В более позднее время Ра рассматривался как бог — творец мира. Когда Геб, бог земли, и Нут, богиня неба, поссорились, Ра приказал отделить их друг от друга. Так возникли земля и небо. Считалось, что Нут утром в облике Небесной Коровы рождает солнечный диск. Его подхватывает и катит по небу Хепри, бог восходящего солнца. В зените солнечный диск принимает сам Ра и везет его дальше в своей священной ладье. Иногда Ра вынужден сражаться с нападающим на солнце гигантским змеем Апопом (так древние египтяне объясняли солнечные затмения).Вечером Ра передает солнце Атуму и тот опускает его за горизонт. В подземном мире Ра с солнечным диском движется в ладье вечности с запада на восток и каждый раз подвергается нападению сил мрака, прежде всего змея Апопа. Но Ра вместе с другими светлыми богами каждый раз побеждает их. Во время путешествия Ра по небу на ладье его сопровождают и другие боги, которые следят за соблюдением порядка, защищают божественные законы. Ра же, обозревая землю из своей ладьи, наказывает виновных и награждает достойных.Бог солнца, верховный бог египтян. Изображался в виде человека с головой сокола, над которой располагался солнечный диск. Согласно древнейшим сказаниям, Ра рождался каждый день от Небесной Коровы (Нут). Кроме того его почитали как покровителя умершего фараона. В более позднее время Ра рассматривался как бог — творец мира. Когда Геб, бог земли, и Нут, богиня неба, поссорились, Ра приказал отделить их друг от друга. Так возникли земля и небо. Считалось, что Нут утром в облике Небесной Коровы рождает солнечный диск. Его подхватывает и катит по небу Хепри, бог восходящего солнца. В зените солнечный диск принимает сам Ра и везет его дальше в своей священной ладье. Иногда Ра вынужден сражаться с нападающим на солнце гигантским змеем Апопом (так древние египтяне объясняли солнечные затмения).Вечером Ра передает солнце Атуму и тот опускает его за горизонт. В подземном мире Ра с солнечным диском движется в ладье вечности с запада на восток и каждый раз подвергается нападению сил мрака, прежде всего змея Апопа. Но Ра вместе с другими светлыми богами каждый раз побеждает их. Во время путешествия Ра по небу на ладье его сопровождают и другие боги, которые следят за соблюдением порядка, защищают божественные законы. Ра же, обозревая землю из своей ладьи, наказывает виновных и награждает достойных.
Имя бога Солнца относилось прежде всего к самому светилу. Уже в давние времена Ра имел в Оне (греческое Гелиополь, Город солнца) культовое место; он связывался с Хорахти, т.е. с Гором, как утренним солнцем, и принял поэтому облик человека с головой сокола. При слияние Ра с богом-творцом Амоном последний стал богом заходящего солнца. Начиная с Хефрена из четвёртой династии египетские цари называются \»сынами солнца\». Когда в Среднем царстве Амон встал на вершину пантеона, Ра не мог быть вытеснен; путём слияния в Амон-Ра оба бога укрепили свое положение. В качестве управителя мира бог Солнца в своей ладье пересекает небесный океан, сопровождаемый своим визирем Тотом и соей дочерью Маат, олицетворение космического порядка.
Солнечное светило считалось видимым \»животом\» хозяина неба, а также толковалось как его глаз.
гипет — страна солнца. Искусство Древнего Египта проникнуто светом, радостью, красотой. Не удивительно, что в такой стране и у такого народа возник и стал главенствующим культ бога Солнца — Ра.
Далеко не сразу этому богу было определено первенство в небесном пантеоне. С развитием земледелия архаичные доисторические культы животных начали меняться. Так, у божественного сокола Гора и его жены небесной коровы Хатхор на голове появился солнечный диск. Повлияло на мифологию и укрепление единого государства, для которой огромное значение имели не только земледелие, но и передвижение по могучей водной артерии, соединяющей страну — по Нилу. Не случайно символически считалось, что по небесному океану (или небесному Нилу) Ра перемещался на божественной ладье.
Видимое Солнце постоянно меняется, и это нашло отражение в египетской мифологии. Утреннее Солнце называли Хепри. Это имя — производное от глагола «существовать». По-видимому, появление Солнца воспринималось как залог существования, бытия, жизни. «Зрелое» дневное светило получило имя Ра, а вечернее — Атум.
Сам по себе солнечный диск тоже именовался особо: Атон. Как верховное божество в нашем мире Ра постепенно заместил поклонение более древних форм Атуму – произродителю самой Вселенной, практика и ритуалы которому были слишком трансцендентны обычной жизни и чаяниям людей.
Центром культа Ра был город Иуну (по-гречески — Гелиополь — Солнцеград). Примерно 2500 лет до н.э. возвысилась V династия Древнего царства, происходившая из Иуну, Ра превратился в общеегипетского Владыку Вселенной, вобрав в себя атрибуты Атума
В Иуну-Солнцеграде была популярна своя версия сотворения мира, согласно которой Ра — Хепри восстал из неоглядного Нуна и не увидел поначалу места, куда можно было ступить. И тогда воздвиг он земляной холм Бенбен. Дабы создать все сущее, Ра оплодотворил самого себя («упало семя в мой собственный рот»)
После этого он «изрыгнул» бога воздуха и ветра Шу, а также богиню влаги Тефнут. От них Геб и Нут — земля и небо, которые стали родителями Усира-Осириса, Исиды, Сета и Нефтиды. Эти Девятеро этих божеств составили Великую Девятку, во главе которой стоял Атум-Ра.
Впрочем, такова одна из главных версий сотворения мира, богов и рождения Ра. По одной из них, он появился из яйца, снесенного на первом холме птицей «великий Гоготун». По другой — Ра появился из первозданного цветка лотоса — Нефертума, аромат которого вдохнул жизнь в Ра. В одном древнем варианте мифа Ра представлен золотым теленком, рожденным Космической Коровой (Нут).