Имя Амона означает \»Скрытый\». Он был местным богом Фив ( Theban ) с самых ранних времен, и рассматривался (наряду с его супругой Аменет ( Amenet )) как исконное божество создания\\сотворения священниками Гермополиса ( Hermopolis ). Другое возможное происхождение его имени могло бы прибыть от ливийского aman , вода, следовательно, встречаются его описание как гуся. Его также показывают как фаллического бога изобилия, как бык или с головой быка, снова обращаясь к созданию и плодородию, или как змея, когда он носит имя Кематеф ( Kematef ).Имя Амона означает \»Скрытый\». Он был местным богом Фив ( Theban ) с самых ранних времен, и рассматривался (наряду с его супругой Аменет ( Amenet )) как исконное божество создания\\сотворения священниками Гермополиса ( Hermopolis ). Другое возможное происхождение его имени могло бы прибыть от ливийского aman , вода, следовательно, встречаются его описание как гуся. Его также показывают как фаллического бога изобилия, как бык или с головой быка, снова обращаясь к созданию и плодородию, или как змея, когда он носит имя Кематеф ( Kematef ).
До Среднего Царства его влияние было локальным; но когда фиванские фараоны установили свой суверенитет по Египту, Амон стал национально обобщенным богом, как Амон-Ра, а 18-ой Династия назвала его Королем Богов. Его известный храм, Карнак ( Karnak ), является наибольшей религиозной структурой, когда-либо построенной человеком.
Амон, согласно старшим традициям Фив, был создан Тотом ( Thoth ), как одно из восьми исконных божеств создания (Амон, Аманет ( Amaunet ), Кса (Ха), Хаухет ( Hauhet ), Нун, Нанет ( Naunet ), Кау ( Kau ), Каукет ( Kauket )). Более поздние традиции показывают его в роли самосозданного создателя, который сформировал мир из хаоса через мастурбацию и самооплодотворение. Как бог создания, он брал время от времени имя Кематеф ( Kematef ) (греческий Кнеф) и был изображен как змея.
Как египетский государственный бог во время экспансионистского периода истории Египта, Амон был богом, которого благодарили за военные успехи. Это обеспечивало его храмы обширным богатством, так же ему приносили отрезанные руки и фалосы павших врагов. И фалос, и рука были символами полномочий Амона. Жрицы Амона, Жены Бога, а также их называли Руками Бога. Очевидная ассоциация мысли, являющаяся результатом этого эпитета, не поддержана никакими свидетельствами. Очень немного известно об вероисполнении Амона, но известно то, его культ был публичен, такие как ежегодная транспортировка статуи Амона с Карнакского храма в Луксор, и совершалось ежегодное путешествие фараона и его жены в храм Амона, и совершали проникновение во внутреннее святилище храма.
Во время 19-ой и 20-ой Династий Амон видился, как невидимая творческая власть, которая была источником всей жизни на небесах, и на земле, и в великом подземелье, и в Дуате, Царстве Мертвых, и приобрел форму Ра. Он, как полагали, был защитником любого набожного приверженца.
Во время Нового Королевства супругой Амона была Мут ( Mut ), \»Матерь\», которая, кажется, была египетским эквивалентом \»Великой Матери\». Оба, таким образом, сформировали пару, напоминающую о Боге и Богине в других традициях, таких как в Викканстве ( Wicca ). Их ребенок был лунным богом – Кхонс ( Khons ).
Эхнатон, препятствовал вероисповеданию всех богов, он пытался ввести веру в одного бога — Атона, заменив государственного бога Амона, таким образом, вступая в открытый конфликт с сильным духовенством Амона . После смерти последнего и его сына Тутанхамона, монотеистический культ Атона был заменен традиционной многотеистической религией. Эхетатен ( Akhetaten ), центр Атона монотеистического культа, был оставлен, столица была возвращена в Фивы, а культы государственного бога Амона и других богов были восстановлены .
Амон, Пта и Ра сформировали новую триаду в Новом Царстве, с Пта и Ра, теряющими свою отдельную идентичность и слились с Амоном, и он стал универсальным богом. Амон, как национальный египетский бог, был сильным символом египетской независимости, и часто восстания против иностранных правителей разжигались его сторонниками. Его культ затмился с появлением Христианства в Египте. Главный храм Амону был построен в Карнаке.
Уже в \»Текстах Пирамид\» Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний бог (прабог). Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога Фив. Египтяне толковали его имя как \»скрытный\», он был невидимым дуновением воздуха. Также можно думать, что в связи с ливийско-берберийским словом \»аман\», т.е. вода, Амон как древний бог созидания одновременно почитается в образе гуся. Его священным животным как правило считается баран с закрученными рогами .Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея, причём бог имеет прозвище Кематеф ,т.е. \»тот, который завершает своё время\». Как бог столицы Фивы Амон приобрёл в период Нового царства положение бога страны, который Амон-Ра воплощал сущность бога Солнца. И наконец его считали богом,\» который остаётся во всех вещах\», как и душа \»ба\» во всех явлениях.
Среди богов египетского пантеона, Амон-Ра является одной из наиболее замечательных фигур. Его изображают сидящим на троне человеком белого цвета, с жезлом и в высокой короне. Уже в \»Текстах Пирамид\» Амон вместе со своей женой Амаунет упоминается как древний прабог. Но только с 11-й династии он появляется в качестве бога-покровителя Фив. Его имя переводится как «скрытый», «невидимый», Имя этого бога напоминает нам одну из ярчайших эпох египетской истории. Целый ряд могущественных и деятельных фараонов, шаг за шагом создавая мировое государство, воздвигали в великолепных архитектурных памятниках величие Амона-покровителя страны. Бесчисленными изображениями и молитвенными надписями, украшающими стены, колонны храмов они выражали свои чувства веры и признательности Амона. Амон-Ра был не только патроном царствующей династии, но был национальным богом, вокруг которого сосредоточились все чаяния народа. На нем преимущественно сконцентрировалось религиозное сознание Среднего и Нового царств, предугадывая в его образе воплощенного в национальные черты единого творца и вседержителя мира. Монотеизм отождествленного с Амоном солнечного бога не был доктриной, доступной лишь немногим посвященным,а стал живой религией народа, видевшего воочию несокрушимое могущество бога, щедро дарившего его своей милостью и покровительством.
Глядя на великолепные храмы, переполненные несметными богатствами, радостно приветствуя появление бога в торжественных процессиях, коими сопровождались его празднества, народ конкретно ощущал присутствие мощного и доброго гения, ставшего символом прочного единения страны и достигнутого ею пышного расцвета. Не забывая своих прежних богов, культ которых, освященный тысячелетней традицией, продолжал играть существенную роль в повседневной жизни, народ все глубже проникался догматом о главенстве солнечного бога, получившим, благодаря слиянию Амона и Ра, новое подтверждение в реальной действительности.
Тождество Амона и Ра сопровождалось перенесением на Амона всех представлений и мифов, связанных с солнечным богом-творцом. Это повлекло за собой реформу фиванского богослужения. В эпоху Среднего царства, перенося на Амона древние солнечные гимны, жрецы подвергали их лишь незначительным изменениям, приспособляя их к новому культу.
Его священным животным как правило считается баран с закрученными рогами. Дальнейшей формой изображений в виде животного является змея вечности, причём бог имеет прозвище Кематеф ,т.е. \»тот, который завершает своё время\».
Все его качества и силы описаны в великолепном священном гимне из Берлинского папируса 3049, страницы с седьмой по шестнадцатую.
Хвала тебе, хвала тебе Амон-Ра.
Мы превозносим твой дух,
Мы почитаем твой образ,
Ты лучезарный, 5. Многоликий,
Многоцветный,
Сердца не насытятся любовью к тебе.
Предвечный,
Сотворивший небо, 10. И создавший землю,
Создавший моря и горы,
Творец вселенной,—
Ты озарил землю во тьме,
Засияв в хаосе.— 15.
Люди и боги появились лишь после тебя.
Всесильный,
Многоименный,
Неведомый,—
Он далек для взора, 20. Но близок слухом.
Владыка силы,
С крепкой дланью,
Могучий в тот час,
Сокрушающий ужас… 25. Истребляющий врагов своих.
Кроткий,
Милосердный,
Любвеобильный,
Добросердечный, 30.Внимающий мольбам,
Приходящий на зов.
Родивший людей…
И создающий им все насущное,
Единый, имеющий власть оживлять, 35. Неутомимый…
Он — плодотворная влага,
Производящая растительность,
И злаки произрастают,
Исходя из его тела. 40. Он утверждает того,
Кто прославляет его дух
И превозносит его оба диска;
Он сокрушает того,
Кто отвращается от него, 45. Не постигая его истинности.
Как хорошо поминать твою благость, о владыка богов.
Сердце стремится воздать тебе хвалу,
Люди с радостью прославляют твое великое имя,
Вознося тебе хвалу своими устами. 50. Приди, приди, ты живой, нетленный бог,
Вечно юный, необъятный.
Дух твой на небе,
Но образ твой на земле
Лица озарены твоим (светом), 55. Сердца переполнены тобой.
Приди, приди Амон-Ра,
Зачатый ночью,
Днем рожденный,
Явившийся младенцем, 60. Вечно юный.
Бытие богов определяется
По его сиянию на горизонте,
И век людской познается
По свету лучей его. 65. Год исчисляется по его появлению,—
Счет всего сущего стал возможен благодаря твоему бытию.
Ты победитель, владыка богов.
Враги твои
(2 страницы папируса уничтожены)
Приди, приди Амон-Ра,
70. Основавший обе земли,
Утвердивший оба царства,
Создавший весь мир по помыслам сердца своего,
Возвещающий грядущее в конце веков,—
Вечность пред лицом его словно вчерашний день. 75. Творец наших славословий,—
Ты вложил их в сердца наши,
Создавая нас.
Мы славим тебя,
Когда ты светишь на горизонте; 80. Когда ты вновь появляешься.
Обе земли ликуют.
Ты приходишь, когда взывают к тебе в час
(твоего) милосердия.
Боги возглашают:
«Мы славим нашего отца». 85. Люди (произносят:)
«Мы славим творца нашего
В имени его — создателя нашего».
Бог этот — владыка справедливости,—
В ней его отрада,— 90. . . . . . источник помыслов,
Богатый предначертаниями.
Судьба подвластна ему,
Годы (людские) — в руке его,
Богини судьбы повинуются его велениям. 95. Сотворивший людей
И произведший богов,
Дарующий жизнь людям
И создающий им все насущное,
Предвечный, сотворивший Эннеаду,— 100. Мир возник,
Когда он создал его по помыслам сердца своего.
Все совершается по его установлению,
И им предопределено всякое бытие.
Божественный, 105. В начале времен пришедший из небытия,
Сам себя произведший своими руками,
Сияющий, лучезарный,
Добросердечный,
Многоликий, 110. Благостный,
Неустанно обновляющийся,—
Он царь вечности
И владыка бесконечности.
Владыка неба, 115. Царь земли,—
Он создал обе земли,
Основал номы
И утвердил храмы богов на вечные времена.
Как хорошо восхвалять тебя, творец вселенной. 120. Ибо ты бог, произведший богов,—
Ты их всех сотворил,—
Руки их воздеваются, прославляя тебя,
Люди, смертные, превозносят тебя,
Они славословят, 125.
Когда ты восходишь на горизонте,
И падают ниц перед дивным образом твоим.
Любовь к тебе не иссякнет во веки.
Фивы ликуют,
Карнак веселится, 130.
Твоя Эннеада торжествует,
Когда проносят твою статую.
Ты странствуешь в своей ладье
При своем появлении
Подобно тому, кого шакалы влекут по путям богини Нут. 135. Лучи твои сияют подобно солнечному диску,
Отражаясь в небе и на земле.
К тебе взирают все очи,
Когда ты сияешь,
И сердца ликуют, 140. Завидя тебя,—
Как прекрасны оба ока Амона-Ра.
Впереди тебя вечность,
И позади тебя вечность,—
Он есть бесконечность. 145. Ты восходишь в Фивах
И заходишь в Гелиополе;
Дом Феникса достоин вмещать твое тело.
Ты обнимаешь оба конца вечности,
Нет конца бытию твоему. 150.
К тебе приходят приносящие все благое.
Хвала тебе, владыка всех владык, ради любви твоей.
Хвала тебе, владыка всех творений, ради славы твоей.
Хвала тебе, создатель мира, по величию мощи твоей.
Хвала тебе, могучий в образе твоем, по обилию благости твоей. 155. Хвала тебе, ты грозный, мы падаем ниц перед лицом твоим.
Хвала тебе, явившийся младенцем,
Хвала тебе, властитель рода людского, все творения твои славят тебя.
Хвала тебе, ты единый, произведший богов и людей.
Все создания твои преклоняются перед тобой, 160.
Они славят тебя за дела твои.
Кто покорен тебе,—
Ты повелел, да будет он на земле,
165. И нет гибели под твоей защитой.
Бытие твое вечно,
Годы твои бесконечны.
Сын твой Гор умножает дары твои вечно.