Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый — Древний (2800 — 2250 лет до н. э.), второй — Среднее Царство (2050 — 1700 лет до н. э.), третий — Новое Царство (1580 — 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов — Мемфиса.Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый — Древний (2800 — 2250 лет до н. э.), второй — Среднее Царство (2050 — 1700 лет до н. э.), третий — Новое Царство (1580 — 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Кстати, небезынтересно знать, что современные Египтяне, которые говорят по-арабски, свою страну называют «Миср». Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос». В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов — Мемфиса.
По-древнеегипетски же, согласно принятому в наукеЦивилизация Древнего Египта, культура Древнего Египта условному произношению, оно произносится как Хет-ка-Птах, хотя, судя по Вавилонским данным, это название в действительности произносилось как Хэ-ку-Птах. Что касается самих древних египтян, то они свою страну называли «Кеме» — «Черная», по цвету её тёмной почвы, в отличие от «красной» земли окрестной пустыни. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры — гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени. Для полноты изучения представления египтян о смерти и загробном мире необходимо осветить основные этапы развития культа Осириса как владыки мертвых и показать его особенности и на основе приведенного материала сделать выводы о влиянии этого культа на древних египтян.
Осирис — сын бога Геба и богини Нут, который в представлениях египтян Цивилизация Древнего Египта, культура Древнего Египтаиспытал ужасные страдания в своей земной жизни. Его жизнь освещена в мифе \»Озирис и Исида\». Согласно мифу, Осирис сначала был царем людей и одновременно просветителем (в области сельского хозяйства, законов, богослужений). Он много путешествовал по миру с просветительскими целями, причем убеждал отказаться от дикости словами и музыкой, а не оружием. (Это позволило позже грекам отождествить его с Дионисом). Его брат Сет — бог пустыни, заманил его в ловушку и отправил в плавание в закрытом ящике. Исида — сестра и жена Осириса после долгих поисков привезла тело мужа в Египет и спрятала в Дельте. Сет случайно обнаружил тело и разрубил его на несколько частей. Он разбросал их по всему Египту. Но Исида и жена Сета Нефтида с сыном Анубисом разыскали все части. Исида собрала их в единое тело.
По другой версии Исида специально создала несколько мест возможного захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.
Затем появляется сын Осириса и Исиды — Хор. Осирис явился к сыну,Цивилизация Древнего Египта, культура Древнего Египта чтобы вдохновить на битву с Сетом. После нескольких сражений Хор победил злого Сета. Осирис встал во главе мира мертвых, Хор — во главе мира живых. Хор стал отождествляться с божественной сущностью фараона, который убивает зло которое может повредить вечной жизни.
Популярность культа Осириса обусловлена несколькими причинами: во-первых, Осирис был сначала человеком; во-вторых, с помощью богов он стал бессмертным — правителем мертвых; в-третьих, любой мог повторить его судьбу, если после смерти выдержит проверку на честность и почитание богов; в-четвертых, каждый хотел вечной и счастливой жизни.
С течением времени Осирис из примера воскресения становится его причиной. Родиной культа Осириса при ранних династиях являлся Абидос. К XII династии Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравнивать к космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из них, его человеческая сущность была забыта. При XVIII и XIX династиях он спорил за главенство с эннеадой богов, в некоторых гимнах его отождествляют с ними. В одном из гимнов его называют существом \»дающим рождение мужчинам и женщинам во второй раз\», то есть тем \»кто делает так, чтобы смертные родились снова\».
Поскольку в том же разделе говорится об Осирисе \»обновляющем себя\», потому что он делает себя \»молодым, подобно Ра, каждый день\» то под \»вторым рождением мужчин и женщин\» подразумевается именно воскрешение умерших, т.е. их рождение в новой жизни.
Осирис стал не только богом мертвых, но и богом живых, и во времена последних династий его роль стала исключительной. На суде Осирис играл Цивилизация и культура Древнего Египтароль судьи — самого важного лица для умершего, поэтому в зал суда душу вводил Хор и просил за нее, что обеспечивало благосклонность Осириса Культ Осириса существовал вплоть до прихода христианства, как и мумификация, но культ Осириса — это только часть представлений египтян о загробном мире, другая часть — \»Главы о восхождении к свету\» или \»Книга мертвых\» Итак, культ Осириса с течением времени усиливал свое влияние, его роль в повседневной жизни египтян стала ведущей, ибо Осирис — это то, к чему стремился каждый, т.е. к божественной вечной жизни. Для древних египтян \»Книга Мёртвых\» была чем-то вроде Библии для современных христианских фундаменталистов: её воспринимали слишком буквально (особенно в период поздних династий, когда первоначальный смысл книги безусловно затерялся в глубине времени). Название \»Книга мертвых\» не отражает точного перевода надписи, звучащей как \»РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ\», что означает \»Главы о восхождении к свету\». Но кроме этих глав обычно включают и некоторые другие, поэтому название \»Книга мертвых\» самое удачное название. Самое главное в \»Книге мертвых\» — сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем испытанием, за которым следовало либо наказание, либо награда за праведную жизнь, в виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными. Глава с изображением процедуры Суда шла обычно после двух первых гимнов и предваряла \»Главы о Восхождении к Свету\».
Она обязательно сопровождаласьДревний Египет, Цивилизация Древнео Египта, Культура Древнего Египта виньеткой с изображением Осириса, наблюдающего за процедурой взвешивания сердца, и большого сборища богов, которых убеждал в своей праведной жизни умерший. Хотя виньетки с Судом из разных источников различаются в деталях, общее направление заметно во всех: \»Только сердце решит все!\» Египтяне считали, что зал Суда — это вся ширь Небес, и на Суде обязательно присутствовало три Совета богов. Ведущее положение в иерархии погребального совета занимал Осирис, как его глава, а в последствии он стал единоличным судьей усопших. Суд над каждым усопшим в отдельности проходил сразу же после его смерти. Вступив в зал, умерший заявлял, что не совершал грехи, отрицания которых он подробно перечислял. Количество богов, как и признаний в праведности, было сорок два. Иногда усопший каждое из своих оправданий говорил определенному богу из совета, как бы ответственному за проверку этого вида оправданий. В конце главы успешно прошедшему испытание давали возможность помочь своим родственникам и сохранить в мире живых долгую память о себе, если он нарисует на плитке чистой земли сцену Суда. Тех, кто не прошел испытание, бросали в пасть Аммат — чудовищу с телом гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пастью крокодила. Но даже успешно прошедшему испытание грозила опасность быть убитым, так как в Дуате периодически происходили \»чистки\». На этот случай мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.
Следует, также отметить, что львиную долю текстов занимают многочисленные имена богов, предметов и животных с заклинаниями для их подчинения умершему и отождествления с ним. Существовали даже заклинания, чтобы пищу на ладье доставляли умершему боги.
Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось огромным. Для знания текстов необходимо было умение читать, а тексты, хотя бы маленькую их часть, должен был знать каждый. Некоторые главы вместо текста содержат только потрясающие своей красотой виньетки, это указывает на то, с какой убежденностью общество верило в загробную жизнь, и для захоронения использовались самые прекрасные произведения искусства Древнего Египта. Одной из важнейших составных частей представлений о загробной жизни египтян является вера в бессмертие души и тела, о чем уже упоминалось ранее, эта вера многократно зафиксирована в текстах и рисунках.
СогласноКультура Древнего Египта, цивилизация Древнего Египта представлениям египтян человек имел несколько душ (\»душа\» — не точное, но единственное определение). Причем каждая из этих душ выполняла определенную функцию на пути к бессмертию, поэтому о каждой \»душе\» заботились, что отражалось в погребальном обряде.
Краткая характеристика каждой \»души\»:
1) Ка — двойник. Ка представлял собой некую абстрактную индивидуальность или личность, обладающую внешностью и качествами человека, которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в гробнице вместе с телом, он мог по своему желанию выходить из нее. Ка не зависел от человека, мог свободно передвигаться и жить в любой его оболочке.
Предполагалось, что Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, то Ка мог бродить по поверхности и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего.
2) Ба — душа сердца, связанная с Ка, с которым (в котором) она обитает в гробнице, деля с ним подношения. Правда, в некоторых текстах указывается, что она могла жить с Ра или Осирисом на небесах. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб — сердце, было тесно связано с душой и считалось источником как животной жизни, так и добра и зла в человеке.
Сохранению сердца человека придавалось огромное значение, ведь во время Суда это единственная часть тела, которая подвергается специальной проверке. Здесь, однако, сердце рассматривается, как центр духовной жизни человека и его мышления, а также орган, в котором проявляются его пороки и добродетели, и оно олицетворяло все, что для нас сегодня слово \»совесть\».
4) Кхаибит (Шуит) — тень, была тесно связана с Ба и считалась неотъемлемой частью человека. Подобно Ка, питалось подношениями и передвигалась, где ей вздумается.
5) Кху — душа духа, часто упоминается вместе с Ба. По-видимому, она считалась эфирным существом, т.е. по сути, той самой ДУШОЙ, которая не может умереть ни при каких обстоятельствах. Кху обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем — сила, бестелесное воплощение жизненной энергии человека. Секхем обитала в раю среди Кху и духов, в текстах упоминается вместе с душой и духом.
7) Рен — имя, ради сохранения которого египтяне принимали чрезвычайные меры предосторожности, поскольку считали, что без имени человек и его душа исчезают.
8) Саху — духовное тело, которое служило обиталищем души. Оно развивалось из материального тела с помощью молитв или ритуалов, исполняемых у могилы или в каком-либо другом месте, должным образом назначенными и безукоризненно знающими свое дело жрецами, было вечным и не подвергалось разложению. Все ментальные и духовные атрибуты физического тела объединялись в нем в новые силы совершенно иного рода.
Все верования относительно этих частей духовного и материального тел появились не одновременно, т.к. даже египтяне иногда не понимали назначений некоторых из \»душ\» (судя по противоречиям в текстах), что говорит об их древнем происхождении. Из всего этого вытекает вывод о вере египтян в то, что умерший незримо находится с ними и в то же время общается с богами. Следовательно, живые могут благоприятно повлиять на мнение богов о себе через души своих родственников, вознося им жертвы. Это обуславливало столь трепетное отношение к \»душам\» и имени умершего.
Древние египтяне обожествляли природу и земную власть. ЗвериКультура Древнего Египта, Цивилизация Древнего Египта считались священными, их держали при храмах, приносили им жертвы, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. На тотемизме базируется и звероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра, которого часто изображали соколом или же тельцом. Фараон считался \»сыном солнца\» с этим связанные и почести, которые ему отдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображался величавым, освобожденным от власти времени и земной реальности.
В Новом Царстве расцвела архитектура храмов. В то же время широко проводилось сооружение святилищ (храмов). Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнаке недалеко от Фив.
Характерная черта этих сооружений — масса разнообразных колон, что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской с золотыми звездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесу наблюдает звездное небо.
Очень интересны росписи гробниц в Фивах, которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью. Древние египтяне ввели традицию изображения фигур таким способом: голова и ноги — в профиль, а торс — развернутым. Только в VII в до н. э. в египетском искусстве исчезает традиция такого изображения.
Значительны достижения египтян в физике, химии, медицине, хирургии. Они пользовались десятичной системой исчисления, им были известны арифметические и геометрические прогрессии. Древние египтяне умели предвидеть затмение солнца, другие явления природы, особенно периоды разлива Нила, от которых зависела система орошения полей.
Собранный тысячелетиями опыт древнеегипетской культуры через Грецию и Рим обогатил Западноевропейскую и мировую цивилизацию.