Дарда́ния

Дарда́нияДарда́ния (лат. Dardania) — в греческой мифологии город, основанный Дарданом на горе Ида (на территории современной Малой Азии). Расположенный рядом пролив Геллеспонт получил в честь Дардании название Дарданеллы.

По имени внука Дардана Троса народ, населявший Дарданию и ее окрестности, начал также называться троянцами, а сам регион — Троадой. Дальше, на равнине, сын Троса Ил позднее основал город, названный Илионом, но наиболее известный как Троя.Дарда́нияДарда́ния (лат. Dardania) — в греческой мифологии город, основанный Дарданом на горе Ида (на территории современной Малой Азии). Расположенный рядом пролив Геллеспонт получил в честь Дардании название Дарданеллы.

По имени внука Дардана Троса народ, населявший Дарданию и ее окрестности, начал также называться троянцами, а сам регион — Троадой. Дальше, на равнине, сын Троса Ил позднее основал город, названный Илионом, но наиболее известный как Троя.

Дарданию также часто определяют как \»область Троады, лежащую вдоль Геллеспонта, на юго-западе от Абидоса, и прилегающую к территории Трои. Ее народ (дарданы) принимает участие в Троянской войне под предводительством Энея и оказывает поддержку троянцам, с которыми их впоследствии часто путают, в основном римские поэты\»
Дарданцы являются одним из древнейших балканских племен, названия которых сохранились до наших дней. В отличие от ситуации с месийцами, у нас нет прямых доказательств того, что дарданы проживали на Балканах во времена Гомера. Тем не менее, ряд обстоятельств указывает на то, что они проживали на Балканском полуострове в эпоху до Фрако-Фригийской миграции, которая датируется двенадцатым-тринадцатым веком до нашей эры.
Во времена Гомера и позже, нам известно то, что дарданы проживали в северной части Малой Азии в Троаде. Их эпонимический герой Дардан воспевался в эпике как основатель троянской королевской династии. На южном побережье Геллеспонта, между Илиумом и Абидосом, находился греческий город Дардан, и согласно античным преданиям, там же в античные времена находился город Дардан, который впоследствии исчез. Район, в котором находились эти города, назывался Дарданией, и сам пролив Дарданеллы получил свое название в честь этой Дардании.
В дополнение к дарданам, на северо-западе Малой Азии существовали также и другие племена, чьи названия появляются на Балканском полуострове: мисийцы, которые как предполагают, находятся в родстве с балканскими месийцами, фригийцы, чье название несомненно совпадает с названием балканских бригов, и остальные. Между Троадой и Фракией существовали этнические связи, которые отмечались еще античными авторами. Так, Страбон отмечает во Фракии племя скаев (Skaion), реку Скайос (Skaios), и крепость Скайон (Skaion), в Торое же были ворота, называемые скайскими (Skaia); во Фракии проживали Ксанфы (Xanthoi), а в Троаде была река Ксант (Xanthos); во Фракии Арисб (Arisbos) был притоком Гебруса, а в Троаде был город под названием Арисбе (Arisbe); в Троаде протекала река Рез (Rhesos), а во Фракии одного из королей звали Резом (Rhesos).
Связи, существовавшие между континентальной частью Балкан и северо-западом Малой Азии, указывают на то, что произошла миграция в ту или другую сторону. В конце тринадцатого и в течении двенадцатого веков до нашей эры происходило великое этническое перемещение народов в большей части юго-восточной Европы и на большей территории ближнего Востока. Упоминание \»людей моря\» на египетских монументах и их атак на южное побережье Средиземноморья, разрушение многих государств и городов, являются далеким эхом этих перемещений. Это было неспокойное время, когда Троя пала под натиском ахейцев. Археологические раскопки на территории всей Эгеи и Анатолии показали, что произошло быстрое разрушение более древней и более развитой цивилизации, и ее замещение более примитивной материальной культурой. Мотивирующая сила этих перемещений исходила из северной части Балкан, и поэтому современные ученые считают, что во время эгейской миграции, различные народы Балканского полуострова — месийцы, фригийцы и дарданцы — пересекли пролив и поселились в Малой Азии.

Интересно отметить, что античные авторы, которые рассказывают о связях между Троадой и Фракией, никогда не упоминают балканских дарданцев как родственных дарданам Малой Азии. Диодор в этом отношении является исключением, утверждая, что Дардан правил многими племенами в Азии и что \»он также поселил дарданцев за Фракией\». Согласно этому преданию, однако, балканские дарданцы являются пришельцами из Тоады, в противовес теории утверждающей, что как раз наоборот, дарданы Малой Азии были пришельцами из Балкан. Судя по другим источникам, повествующим об эгейской миграции, эта версия искажает реальную картину, хотя эта версия и возникает вновь в сочинениях позднеантичного времени у Солония, который утверждает, что дарданцы были выходцами из Троады, которые дегенерировали до варварского состояния. Объяснить, как эта версия возникла не трудно. Три могущественных народа античных времен — эпироты, македонцы и римляне, — считали легендарного Дардана, основателя троянской династии, их далеким предком, и для них было унизительно связывать свое родство с балканским племенем, известным своей грубостью и варварскими обычаями. И если эта связь должна была быть признанной, а это было неизбежно, то это было сделано так, чтобы наименьшим образом задеть честь и достоинство троянских дарданов: для них было менее оскорбительным считать, что нецивилизованные дарданцы Балкан были потомками дарданов Малой Азии, а не наоборот. И таким образом римский император Клавдий второй, который был дарданцем, мог хвастаться тем, что в нем течет троянская кровь, и что он кровный родственник мифичного Дардана.
Раннее присутствие дарданцев на балканском полуострове также доказывается их связью с некоторыми племенами южной Италии. Страбон называет галабриев и давнят (Γαλαβριoι, Ξoυναται) дарданскими племенами. Оба названия имеют свои тесные аналогии на Апенинском полуострове: галабры (Calabri), от имени которых Калабрия получила свое название, возможно, были связаны с дарданскими галабриями (Galabrii), а давнии (Daunii) в Апуле — с давнятами (Thunatae) Балкан. Трудно поверить в то, что такое совпадение названий было чисто случайным. Более того, родство населения Апулы и Калабрии с населением Дардании не вызывает удивлений, поскольку известно, что некоторые иллирийские племена Балкан переселились на Апеннинский полуостров. И среди них вполне возможно были и дарданцы. И вполне возможно, что племя дард в Апуле, о которых Плиний рассказывает, что они были уничтожены легендарным Диомедом, имели какую-то связь с дарданцами Балканского полуострова. И поскольку переселение иллирийцев в южную Италию произошло до заселения греками этого района (это мы знаем из преданий о завоевании дард Диомедом), оно должно быть датировано концом второго или самым началом первого тысячелетия до нашей эры, что приблизительно совпадает по времени с Фрако-Фригийской миграцией.
По поводу причин, заставивших дарданцев мигрировать со своей родины, некоторых в Малую Азию, некоторых на запад Италии, мы можем делать лишь предположения. Обычно в таких случаях давление пришельцев считается причиной миграций. На Балканском полуострове приблизительно в двенадцатом веке начался переход от бронзового века к культуре Hallstatt. Если мы свяжем иллирийцев с носителями культуры Hallstatt, то можно будет предположить, что давление иллирийцев заставило дарданцев мигрировать. Но это предположение, скорее всего не верно, поскольку, когда дарданцы вновь появляются в наших источниках через каких-то пятьсот лет, и на этот раз как исторически засвидетельствованный народ в центральной части Балкан, они уже родственны иллирийцам. Иллирийские элементы были также замечены среди дарданов Малой Азии, а также и галабрии и давнии не сильно изменились с тех пор, как они отделились от иллирийцев. Все это увеличивает вероятность принятия теории, утверждающей, что иллирийцы принадлежали к самому давнему индоевропейскому народу Балканского полуострова, и археологи все более и более склоняются к тому, что существует связь между однотипной культурой бронзового века в центральных Балканах, с иллиро-фракийской или пеласгийской культурой. Согласно этой теории, дарданцы также могли принадлежать этим древним индоевропейским народам, из которых развились различные иллирийские племена в течении первого тысячелетия, хотя существует также и такое мнение, что дарданцы являются остатками доиндоевропейского местного населения. Учитывая скудность фактов, которые мы имеем сейчас, очень мало вероятно, что этот вопрос будет когда-либо разрешен с какой-либо степенью достоверности. Археологические находки могут, конечно, пролить больше света на запутанный процесс этногенеза народов Балканского полуострова, и в частности дарданцев, но мы не можем ожидать от археологии разрешения проблемы этнической принадлежности. Только лингвистика может оказать нам наибольшую помощь в разрешении этого вопроса. Но здесь мы не должны забывать, что этническое происхождение и этническое родство — это не совсем одно и тоже. Таким образом, этнические отношения дарданцев только частично указывают на их происхождение. Ведь, хотя мы и знаем наверняка, что название \»дарданцы\» существовало еще во втором тысячелетии до нашей эры, и возможно в той же области, где дарданцы жили позже, однако мы не можем сделать выводов, что в течении многих столетий вплоть до того времени, когда дарданцы впервые упоминаются исторически, этнический состав их населения оставался неизменным. Ведь само имя могло сохраниться, в то время как характер народа, к которому оно относится, мог полностью изменится.

Оцените статью
Добавить комментарий