Галикарн́ас

Галикарн́асГаликарнас — древний город в Карии на средиземноморском побережье Малой Азии.

Основан греческими поселенцами примерно в VIII в. до н. э. и в середине IV в. до н. э. стал на короткое время столицей Карии. В настоящее время на его руинах располагается турецкий город-курорт Бодрум.
В 26 году несколько городов римской провинции «Азия» соревновались за право построить храм в честь императора Тиберия, как сообщает историк Тацит. Представители Галикарнаса выдвинули аргумент, что в их городе храм может быть возведён на скале, твердыней возвышающейся в течение 12-ти веков, намекая таким образом, что Галикарнас существует со времён Троянской войны.Галикарн́асГаликарнас (— древний город в Карии на средиземноморском побережье Малой Азии.

Основан греческими поселенцами примерно в VIII в. до н. э. и в середине IV в. до н. э. стал на короткое время столицей Карии. В настоящее время на его руинах располагается турецкий город-курорт Бодрум.
В 26 году несколько городов римской провинции «Азия» соревновались за право построить храм в честь императора Тиберия, как сообщает историк Тацит. Представители Галикарнаса выдвинули аргумент, что в их городе храм может быть возведён на скале, твердыней возвышающейся в течение 12-ти веков, намекая таким образом, что Галикарнас существует со времён Троянской войны.

Однако во времена Троянской войны (XIII в. до н. э.) Галикарнаса ещё не существовало. Гомер не упоминает о таком городе, хотя Милет уже заселяли карийцы. Геродот сообщает, что Галикарнас основали греки дорийского племени, выходцы из Трезена, расположенного на юго-востоке Пелопоннеса в Арголиде. Неизвестно, когда это случилось, — вероятно, в эпоху великой греческой колонизации, начавшейся в VIII в. до н. э. Страбон упоминает, что прежде Галикарнасс имел название Зефирия, а Витрувий называет имена основателей города: Мелас и Ареваний[4]. Название Зефирия (Zephyria) город приобрёл по местоположению на узком перешейке под названием Zephyrium, который отделял полуостров от материка Малой Азии (см. карту Карии).

Карию населяли архаичные лелеги совместно с народом карийцев, предположительно потомками хеттских племён. Местные племена проживали в небольших укреплённых городках, один из которых, Салмакис, позднее влился в Галикарнас. Место для основания полиса было выбрано удачно: удобная бухта в заливе Керамика, небольшой островок в центре бухты являлся естественным причалом и в то же время защищённым местом от местных недоброжелателей. Вокруг Галикарнаса до середины IV в. до н. э. существовали поселения карийцев, однако о конфликтах греков с местным населением сведений нет. Более того, ко второй половине IV в. до н. э. карийцы и греки стали формировать единую нацию на основе эллинистической культуры.
Самое раннее упоминание о Галикарнасе можно найти у Геродота :

«Точно так же и дорийцы из нынешней области пятиградья (которая прежде называлась шестиградьем) не только запретили соседним дорийцам доступ в Триопийское святилище, но даже не допускали и своих сограждан участвовать [в религиозных обрядах] за непочтительность к храму. При состязаниях в честь Аполлона Триопийского они издревле, по обычаю, давали победителям в награду медные треножники. Победители, однако, не должны были брать с собой эти треножники из святилища, но посвящать их богу. Как-то раз победу одержал один галикарнассец по имени Агасикл, который пренебрег этим обычаем, унес треножник домой и повесил там на гвозде на стену. В наказание за это пять городов — Линд, Иалис, Камир, Кос и Книд — отстранили шестой город — Галикарнасс от участия [в религиозных обрядах]. Так наказали они этот город.

Вероятно Агасикл совершил свой проступок в VII—VI вв. до н. э., так как при жизни Геродота в V в. до н. э. Галикарнасс уже превратился в ионийский город по составу населения. Из конфедерации шести городов только ещё Книд располагался на материке, там же, где и Триопийское святилище; Иалис, Камир и Линд находились на острове Родос, а Кос на одноименном острове.
До середины IV в. до н. э. Галикарнасс оставался небольшим городом. При завоевании Карии персами в VI в. до н. э. Геродот не упоминает о Галикарнассе. Около 510—480 гг. до н. э. в Галикарнассе правил Лидамис I. Но когда персидский царь Ксеркс I в 480 до н. э. двинулся походом в Грецию, Галикарнасс послал в его флот 5 кораблей уже под командованием его вдовы Артемисии I. Артемисия I своим мужеством в морском сражении с греками завоевала авторитет у персидского царя и, по словам Геродота, стала его доверенным советником. Править городом Артемисия стала после смерти мужа. По отцу и матери Артемисия была греческих кровей. Возможно именно персидский царь назначил Артемисию первым правителем (тираном) Галикарнасса, так как не в обычаях греческих колоний иметь наследственную власть, а Артемисию называют первым тираном города . Геродот также упоминает другого выходца из Галикарнасса, Ксенагора, который в Карии спас жизнь брату персидского царя, и за то был назначен сатрапом Киликии.

После Артемисии I Галикарнасом правил её сын Писиндел (около 470—450 гг. до н. э.), а затем его вдова Артемисия II (около 450—430 гг. до н. э.). Им наследовал их сын Лигдамис II (около 430—420 гг. до н. э.). Лигдамис казнил очень известного поэта той эпохи Панасиса, двоюродного брата историка Геродота. Из-за Лигдамиса Геродот покинул родной Галикарнасс в 430-х г. до н. э., но затем вернулся, чтобы свергнуть жестокого правителя. Сохранилась надпись времён Лигдамиса, из которой следует, что при нём существовало городское самоуправление, и карийское поселение на акрополе Салмакис ещё не вошёл полностью в состав Галикарнаса. Салмакисом также называли известный источник, вода которого, по словам Страбона, делала мужчин женоподобными. Витрувий толкует смысл легенды по другому. По его мнению возле источника предприимчивые греки открыли таверну, которая привлекала к себе окрестных варваров, смягчая таким образом их нравы
После поражения персов в греко-персидской войне Афины организовали Делийскую лигу, куда Галикарнасс был вынужден платить подать немногим менее 2 талантов. Около 420—412 гг. до н. э. Галикарнассом правил Аморг. В годы Пелопоннесской войны (430—404 гг. до н. э.) Афины собирали дань с Галикарнасса на свои нужды. Однако, устранив внутренние смуты, персидские цари восстановили утраченную власть в Малой Азии. После поражения Афин в Пелопоннеской войне Карией вновь управляют персидские сатрапы. Теперь они отстаивают свои владения от Спарты, бывшей союзницы. С начала IV в. до н. э. Карией стали править сатрапы из местных карийцев, сначала Гекатомн из Миласа (391—377 до н. э.), затем по очереди его сыновья и дочери. Византийская Суда сообщает о войне Гекатомна с островом Кос. Старший сын Гекатомна Мавсол II в своё правление (377—353 до н. э.) перенес столицу Карии из Миласа в Галикарнасс. Мавсол также перенес сюда шесть небольших карийских поселений. При нём Галикарнасс стал процветающим городом, одним из самых крупных на побережье Малой Азии. Периметр его стен достигал 6 км. Как и в других греческих городах на северо-западной окраине города был акрополь — крепость на высоком холме (Арриан именует акрополь Салмакисом, карийским поселением). В наше время высота холма достигает 160 м.

После Мавсола 3 года правила его сестра (и одновременно жена по обычаям карийцев) Артемисия III, которая прославилась сама и прославила брата возведением храма покойному мужу — Мавзолея, считавшегося одним из 7 чудес света. Правительница Галикарнасса не уступала в воинской доблести своей тезке и предшественнице, Артемисии I из Галикарнасса времён греко-персидских войн. Витрувий пишет:

«После смерти Мавсола жители Родоса, негодуя на его жену, которая унаследовала правление Карией, снарядили флот для захвата царства. Артемизия приказала своему флоту залечь тихо в секретной гавани; и, спрятав моряков, направила остальных граждан на стены. Когда флотилия родосцев войдёт в гавань, жители по её приказу должны приветствовать их и обещать сдачу города. Таким образом родосцы, покинув корабли, проникли в город. В тот же момент Артемисия, открыв канал, привела свой флот кружным путём через открытое море в гавань, где флот Родоса, оставленный экипажами, легко был выведен в море. Родосцы, не имея другого убежища, были окружены на городской площади и перебиты. Затем Артемисия отправила своих моряков к Родосу на борту родосского флота. Жители Родоса приняли их за возвращающихся с победой земляков и впустили в город. Захватив Родос, Артемисия казнила важных лиц города и возвела трофей в честь победы, состоящий из 2 бронзовых статуй. Родосцы по своей религии не могли убрать трофей, а потому окружили его строением и закрыли от глаз.»

Историки до сих пор теряются в догадках, где находилась секретная гавань. После смерти Артемисии III Карией правил сын Гекатомна Гидрией со своей женой-сестрой Адой, затем другой сын Пиксодар, а затем Оронтобат, зять Пиксодара.

В 334 до н. э. Александр Македонский осадил Галикарнасс, где засел большой гарнизон из персов, карийцев и греческих наёмников под командованием Мемнона и Оронтобата. После упорного сопротивления город за исключением акрополя сдали Александру, эвакуировав морем гарнизон на остров Кос. В отместку Александр разрушил Галикарнасс. С этого времени город превратился в незначительный населённый пункт, которым владели после Александра завоеватели по очереди от диадохов до римлян, и лишь мавзолей напоминал о былом великолепии дорийского полиса. Витрувий, римский архитектор I в. до н. э., сравнил городскую планировку Галикарнасса с античным театром: рыночная площадь, агора, располагается на берегу бухты словно оркестр, от агоры город поднимается вверх по холму, ограничиваясь по периметру полуокружьем . Мавсолей находился в центре города.

Название Галикарнасса изредка встречается в христианских текстах до XIII века.

Оцените статью
Добавить комментарий