МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)

МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)Перу справедливо считают самой таинственной страной Южной Америки, ведь по количеству археологических и культурных достопримечательностей ей нет равных на всем континенте. Отправляясь в эти далекие края, многие уже знают, что им предстоит увидеть, но они даже не предполагают, какие загадки и парадоксы их ждут.
Мачу-Пикчу, который часто называют восьмым чудом света, а иной раз — потерянным городом инков. Долгое время заветный город существовал только в преданиях. Никто не знал, есть ли он на самом деле — в испанских хрониках о нем не было ни единого упоминания. Его жители тоже не оставили никаких свидетельств.МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)Перу справедливо считают самой таинственной страной Южной Америки, ведь по количеству археологических и культурных достопримечательностей ей нет равных на всем континенте. Отправляясь в эти далекие края, многие уже знают, что им предстоит увидеть, но они даже не предполагают, какие загадки и парадоксы их ждут.
Мачу-Пикчу, который часто называют восьмым чудом света, а иной раз — потерянным городом инков. Долгое время заветный город существовал только в преданиях. Никто не знал, есть ли он на самом деле — в испанских хрониках о нем не было ни единого упоминания. Его жители тоже не оставили никаких свидетельств.

Мачу-Пикчу, что в переводе означает «старая вершина», — один из самых необыкновенных городов. Поблизости находится другая гора \»Уайна Пикчу\» — Молодая гора, которую иногда называют \»Сторожевой башней\». Здесь и находится главная часть исторического города, занимающего территорию 7 кв. км. В сущности Мачу-Пикчу – это целый комплекс археологических групп, число которых в настоящее время достигает 24 (и постоянно увеличивается в результате новых исследований), которые разбросаны на площади около 33 тысяч гектаров.

Зажатый между двумя островерхими пиками и обрамленный короной покрытых лесами высоких гор, заповедный город лежит на 1 000 метров ниже древней столицы империи — города Куско, на высоте около 2 450 метров над уровнем моря, отделенный от остального мира крутыми обрывами и глубокими (в некоторых местах — более 700 метров) пропастями, буквально пробитыми в скале рекой Урубамбой и утопает в белоснежных облаках и густых туманах.

Первое, что поражает, — необыкновенное великолепие горного пейзажа. Кажется, стоит только протянуть руку — и вот оно, небо! Здесь так красиво, что захватывает дух и хочется кричать от восторга. И только потом замечаешь террасы совершенных пропорций и симметрии, Священную площадь, храмы Солнца и Трех окон, различные сооружения, темницы и жилые районы, лестницы, которых здесь больше сотни, акведуки и систему водоснабжения. Мачу-Пикчу сохранен полностью в том виде, в каком его оставили жители.
МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)Почему инки решили обосноваться в этом труднодоступном месте высоко в Андах, неясно до сих пор. Из населенных пунктов, расположенных вдоль дорог империи, осуществлялось управление территориями, наделенными полной автономией. Возможно, Мачу-Пикчу был создан для того же, но исключительное географическое положение города, более всего подходившее для ведения астрономических наблюдений, вскоре сделало его привилегированным. Инки считали, что самые красивые пейзажи, подаренные природой, наделены сверхъестественной силой. В этом отношении Мачу-Пикчу был идеальным и даже мистическим местом, где встречались небо и земля. Возможно, его и выбрали для того, чтобы быть как можно ближе к Солнцу и ежечасно служить своему верховному божеству.
Но что же все-таки представлял собой “потерянный город инков” — крепость или дворец Инки, культовый храм или женский монастырь?

Авторы одной версии утверждают, что Мачу-Пикчу – это руины военной крепости, построенной какими-то племенами еще до прихода в эти районы народа кечуа, который составил основу населения империи инков. По другой версии это было последнее пристанище Манко Инки, его двора и еще приблизительно полутора тысяч человек, которые после захвата Куско конкистадорами ушли в горы, не желая покоряться колонизаторами. Наконец, самая распространенная версия призывает признать Мачу-Пикчу святилищем, специально избранным для того, чтобы укрыть “дочерей Солнца”.

Некоторые исследователи полагают, что, предвидя наступление такого дня, когда не останется воинов, чтобы охранять “дочерей Солнца” от испанцев, инки нашли для них неприступное место, отгороженной от внешнего мира, как его создателями, так и самой природой и которое, по признанию ученых, “мог бы защищать лишь один человек”. В пользу этой версии говорит то, что при проведенных в Мачу-Пикчу раскопках там были обнаружены 173 скелета, из них 150 женские. Уязвимость версии состоит в том, что она констатирует назначение Мачу-Пикчу лишь на самом последнем этапе ее истории.

С того времени, когда были обнаружены руины, прошло более 80 лет. Но и сегодня остается загадкой, каков же возраст Мачу-Пикчу? Кто были те люди, которые возвели эти сооружения? Какие люди обитали здесь? Может быть люди-гиганты? Так как камни, вес которых доходили до 150 тонн, невозможно запросто поднять. И жили ли они здесь постоянно или временно? А главное, – каково было истинное назначение Мачу-Пикчу? А может быть это был университетский город, где получали “высшее” образование?

Долгое время считалось, что эту местность люди заселили задолго до появления инков и каменные сооружения и мегалитические стены были творениями представителей доисторической цивилизации. Самые смелые ученые приписывали авторство построек инопланетным зодчим. Однако современные исследователи выяснили, что город был построен по приказу правителя инков Пачакути Юпанкуи в 1450 году. Мачу-Пикчу вполне мог быть второй летней резиденцией государя и его двора, поскольку в столице Куско климат был намного жарче. В 1533 году Куско был покорен испанцами под предводительством Франсиско Писарро, а в 1572 году пала последняя столица инков Вилкабамба. Между двумя этими датами обезлюдел и Мачу-Пикчу, но какова была конкретная причина, не знает никто.
МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)Исследователи отвергают гипотезу о внешнем вторжении: ни следов насилия, ни разрушений они не обнаружили. Есть предположение, что население скосила эпидемия оспы. А быть может, жители оставили свой город в наказание за бесчестье, нанесенное одной из священных дев солнца. По свидетельству Гарциласа де Веги, сына инкской принцессы и испанского аристократа, насилие над священной девой каралось смертью виновного, всех его родственников, соседей и даже всей общины. вдобавок на оскверненном месте уже нельзя было жить даже животным. Как бы то ни было, а исследователи не теряют уверенности в том, что когда-нибудь смогут разгадать этот секрет.
Что же все-таки он представлял собой — крепость или дворец верховного Инки, культовый храм или женский монастырь? Кто был в силах в те далекие времена превратить почти вертикальные утесы в чудесные висячие сады?

Авторы одной из версий утверждают, что Мачу-Пикчу некогда был военной крепостью, воздвигнутой какими-то племенами еще до прихода в эти районы народа кечуа, составлявшего основу населения империи инков. Но как вообще могли неорганизованные примитивные племена на такой высоте что-либо построить? Как сюда доставляли глыбы и валуны, иные из которых весят до 150 тонн? Как составляли планы, не имея ни письма, ни бумаги? Как работали с камнем без специальных инструментов?

Согласно другой гипотезе здесь было последнее пристанище верховного Инки, его двора и еще приблизительно полутора тысяч человек, которые после захвата Куско конкистадорами ушли в горы, не желая покоряться колонизаторам. Но последние исследования показали, что все пространство этого места с учетом террас вместило бы не больше 500 жителей одновременно. Да и потом, куда же они все делись впоследствии? Испарились?

Наконец, самая распространенная версия призывает признать Мачу-Пикчу святилищем, специально определенным для того, чтобы укрыть дочерей Солнца — избранных девственниц, которые всю жизнь служили богу Солнца. Но и она не решает всех тех загадок, о которых мы говорили выше.

Мачу-Пикчу часто называют потерянным городом инков. Совсем немного времени понадобилось на то, чтобы джунгли поглотили дома, храмы и стены. Город погрузился в 300-летний сон, пока совершенно случайно не был обнаружен американцем Хайрамом Бингемом, организовывавшим археологические экспедиции в Южную Америку. В одной из поездок он встретил индейца, который показал ему город, затерянный в лесах. Ученый, убежденный в том, что обнаружил Вилкабамбу, вернулся сюда через год, заручившись поддержкой Национального географического общества и правительства Перу. Участникам экспедиции удалось расчистить от растительности здания, площади и искусственные террасы Мачу-Пикчу. Исследования Х. Бингема приоткрыли завесу тайны жизни древнего города, но до сих пор наши знания об этом удивительном месте очень ограниченны.
Американский исследователь, Хайрем Бингхем отправился на поиски спрятанных в глубине Анд невиданных чудес. Он сделал там немало открытий, но ни одно из них так сильно не овладело вниманием всего мира, как его находка Мачу-Пикчу.

О далеком прошлом Мачу-Пикчу бытует множество теорий. Сам Бингхем страстно верил, хотя это и было заблуждением, что обнаруженный им на вершине горы поселок является Тамбо-токо, мифическим местом рождения первого инки, в то время как Вилькабамба была последняя крепость, из которой инки оказывали сопротивление испанским захватчикам.

До появления здесь Хайрема Вингхема 24 июля 1911 года в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, ноги очень немногих чужаков оставили там свой след со времени таинственного исчезновения всех его жителей, что произошло, очевидно, после 1532 года и до того, как испанцы вторглись на территорию империи.

Легенда гласит, что на вершине горы жили две индейские семьи, охранявшие тайну инков. В одной из них был ребенок. Однажды Бингхем подарил мальчику-индейцу монетку в один соль, и тот показал профессору дорогу к древним строениям. Так всего за один соль (около 4 российских рублей) человечество узнало о городе, видевшем расцвет и закат великой цивилизации.

Несмотря на открытие Бингхема, Мачу-Пикчу оставался труднодоступным еще почти 30 лет. До тех пор, пока работавшая там археологическая экспедиция не обнаружила дорогу инков, проложенную через долину к цитадели.

Попасть в город-крепость Мачу-Пикчу было непросто. Безопасность была главной заботой населявших его людей. К нему вела одна из мощеных дорог, часть обширной дорожной сети, опоясывающей всю территорию государства инков от побережья до Анд. Чем ближе к горам, тем опаснее становился путь: во многих местах узкая дорога, по которой мог передвигаться только один человек, проходила вдоль устрашающих пропастей и обрывов. С одной стороны от поселка был перекинут подъемный мост над бездной, а с другой, юго-восточной, не защищенной отвесными скалами, были сооружены стены высотой в пять метров и толщиной в метр. На всех окрестных холмах стояли дозорные башни.

Многие постройки Мачу-Пикчу частично вырублены в скале, частично сложены из умело подогнанных каменных глыб. Всевозможные выступы и ложбины древние перуанцы приспосабливали под строительные нужды: горы и скалы издревле являлись для них олицетворением предков, поэтому их никогда не пытались видоизменить. Магическое значение имел и камень, который добывали в окрестностях. Там же располагались хижины мастеров, архитекторов, опытных строителей и простых рабочих.

Вероятно, тем, что многие камни почитались у инков как священные, можно объяснить столь тщательную подгонку блоков. Ведь между некоторыми из них нельзя просунуть и лезвия! Правда, высочайшей степенью обработки отличались только те камни, которые шли на постройку храмов и домов богатых и знатных горожан. Известно, что инки шлифовали блоки с помощью бронзовых и каменных инструментов, а иногда терли их друг о друга до тех пор, пока они идеально не соприкасались между собой. Здешние мастера умели изготавливать камни-скобы и многогранные камни-гвозди, придававшие конструкции устойчивость. Еще одна примета инкской архитектуры — трапециевидные окна и дверные проемы, которые часто перекрывали многотонными монолитами.
МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)В Мачу-Пикчу мы можем наблюдать характерную кладку из огромных многоугольных гранитных блоков, подогнанных друг к другу так плотно, что между камнями невозможно просунуть и лист бумаги. Причем выполнена она без использования каких-либо растворов, а ее главная особенность в том, что такую кладку отличает высокая прочность и сейсмостойкость. Местные жители смогли в этом убедиться во время сильных землетрясений 1650 и 1950 годов, полностью разрушавших испанский собор Санто-Доминго. Каждый раз его приходилось отстраивать заново. А вот древний фундамент храма Виракочи, на котором и был возведен этот собор, оба раза пережил катастрофу без всяких разрушений, и все благодаря многоугольной кладке. На одном из блоков я насчитал целых 32 угла!

Все признаки говорят о том, что колоссальные сооружения были созданы еще до инков какой-то неизвестной высокоразвитой цивилизацией. Гарсиласо де ла Вега в «Подлинных комментариях об истории государства Инков» рассказывает, как уже в исторические времена некий правитель хотел повторить достижение своих предшественников и приказал перенести лишь один громадный блок в другое место, чтобы добавить его к существующим сооружениям. Более 2000 индейцев тащили этот камень, однако закончилось все тем, что он упал в обрыв, задавив 300 человек.
Так получилось, что более всего инкский город знаменит своими необычными храмами. Святая святых Мачу-Пикчу — самая высокая точка города, Интиуатан, — «место, которому благоволит солнце». Сердцем его является ритуальный камень, напоминающий солнечные часы. С его помощью жрецы определяли время суток, высчитывали месяцы и годы. Камень-алтарь играл особую роль в церемонии символического привязывания солнца, которую исполняли для того, чтобы светило вернулось в Мачу-Пикчу на следующий год. Задобрить божество могли всевозможные жертвоприношения — вероятно, это были не только животные, но и дети.

Весьма необычен храм Кондора, названный так благодаря камню, который повторяет очертания птичьей головы и клюва. Позади него высятся две скалы, символизирующие крылья. Должно быть, необычный камень тоже служил алтарем, ведь «клюв» окаймлен желобом, в который, скорее всего, должна была стекать кровь жертв. Возможно, этот храм был связан с культом кондора, который являлся для инков олицетворением свободы, воздуха.

Наибольший интерес посетителей привлекает камень Солнца — \»Интиуатана\», служивший инкам солнечными часами. Возведенный на скалах, он чем-то напоминает гнездо кондора. Отсюда жрецы могли вести астрономические наблюдения, например определять точное положение солнца, что было важно для проведения мистических ритуалов. Полукруглая стена храма скрывает огромный гранитный постамент с множеством выбоин, похожий на алтарь и наверняка служивший жертвенником. На его поверхности в день летнего солнцестояния на восходе всегда появляется полоса света. Инки вели свой отсчёт времени по тени, которую отбрасывал выступ на гранитном камне. С помощью Интиуатана они определяли время суток, года, отчего зависели сезонные сельскохозяйственные работы, начало военных и иных мероприятий. Работой этих часов длительное время интересовались американские специалисты. Секрет часов до конца не разгадан. На торцевой стороне другого камня просматривается углубление с изображением лица пумы.

У подножия скалы, на которой воздвигнут храм Солнца, располагается вход в пещеру, служившую, вероятно, усыпальницей для мумии некой знатной персоны. Инки верили, что душа человека оставалась связанной с телом до тех пор, пока оно было не тронуто тлением. Поэтому умершие из числа знати и духовенства подвергались мумификации. Кстати, мумии инков совсем не походят на классические египетские. На востоке за городской чертой был обнаружен ритуальный камень с тремя ступенями. Одна из них знаменует небо, жилище богов, вторая — землю, третья — подземное царство, куда возвращается все живое. На этот камень укладывали умерших, а потом под воздействием солнечных лучей днем и холодных ветров ночью там происходила их естественная мумификация.
МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)

МАЧУ-ПИКЧУ (Перу, Южная Америка)
Назначение многих храмов Мачу-Пикчу неизвестно. Например, какому божеству был посвящен храм Трех окон, ученые еще не выяснили, хотя и установили, что, как полагали инки, окна этой постройки вели в бесконечность.

Новые загадки принесли и раскопки так называемого Зала ступок. В его центре расположены камни с выдолбленными в них лунками, в определенное время наполняемыми водой. Благодаря особому расположению окон и фокусированию солнечных лучей такой зал мог служить для астрономических изысканий, например важных расчетов сроков сельскохозяйственных работ. Не исключено также, что эти лунки использовались жрицами для изготовления красок из толченых растений и минералов для росписей тканей и сосудов. Местные жители предлагают свое объяснение: по их мнению, наполненные водой ступки — это два широко раскрытых глаза, стремящихся к солнцу и к небу.
Раскопки, проведенные в Мачу-Пикчу, не только не дали ответов на уже существовавшие вопросы, но и поставили много новых. Например, наряду с инкскими сосудами были найдены предметы, принадлежащие более ранним эпохам (каменные топоры, кости бизона и т. п.), а также вещи явно европейского происхождения, скажем, железные ножи.

В 1930-х годах Рольф Мюллер, профессор астрономии из Потсдамского университета, нашел убедительные доказательства для предположения, что наиболее значимые элементы Мачу-Пикчу содержат важные астрономические ориентиры. Тщательно рассчитав, каким было расположение звезд на небе в прошлые тысячелетия, Мюллер пришел к выводу, что первоначальный план города могли составить только в эпоху с 4000 до 2000 года до нашей эры. Если это действительно так, то возраст Мачу-Пикчу — 6000 лет, и он значительно старше великих пирамид в Египте (при условии, конечно, что верна общепринятая датировка)! С точки зрения консервативных историков — неслыханная ересь.

Есть одна очень занимательная версия перуанского историка. Виктора Ангельса Варгаса, про то, что хотя бы представляет из себя Мачу-Пикчу. Ведь не сохранилось (или просто нет) ни легенд, говорящем о городе на горе, ни хроник.

По мнению Варгаса, существовала доинковская цивилизация, где район Мачу-Пикчу занимал одно из главных мест. Он развивался сам по себе, но не существовал как отдельное государство, хотя имел огромную сферу влияния. Власть Мачу-Пикчу распространялась не только на соседние территории, но и намного дальше. Достоверно известно, что на этой территории существовал единый этнический компонент, с одной формой правления. Но в связи с разрушительными войнами, чумой и многими болезнями жители стали покидать Мачу-Пикчу и расселяться у подножий гор. Но что конкретно явилось причиной ухода людей так и остается загадкой. Эта зона стала запретной, получив “статус” как бы неприкасаемой. Если бы даже и существовала какая-либо связь с другими районами (взять хотя бы близлежайший Куско), то все дороги уже давно заросли. Тем самым об этой территории было забыто и никаких упоминаний о ней не осталось. До сих пор неизвестно: знали ли инки про существование Мачу-Пикчу? И если даже и знали то большая вероятность того, что инки там не жили.

Сегодня Мачу-Пикчу — популярный туристический центр. Многие стремятся сюда, чтобы воочию увидеть непревзойденное строительное искусство инков. Но многих влечет сюда и легенда об Эльдорадо — мифической стране, богатой золотом и драгоценными камнями. Золото и серебро инки именовали слезами солнца и луны, эти металлы были для них сакральными. Совсем иное отношение к ним демонстрировали европейцы. Первые испанские конкистадоры, захватив Куско, нашли здесь так много золотых предметов, что примерно в течение полугода переплавляли их в слитки и отправляли в метрополию (это стало причиной невиданного за всю историю обесценивания золота: оно подешевело в несколько раз).

Исчерпав запас инков, испанцы развернули очередную кампанию по поиску сокровищ, поверив указанию на то, что они спрятаны неподалеку от Куско в труднопроходимой горной местности. Мачу-Пикчу в силу своего местоположения долгое время отождествляли с этим сказочным краем. И, несмотря на то что изделий из благородных металлов в нем обнаружено не было, его все равно прозвали Золотым городом инков. Но и без столь впечатляющей истории одинокий, затерянный в горах Мачу-Пикчу мог бы считаться одним из самых таинственных городов. И вряд ли в этом плане с ним удастся потягаться какому-либо другому уголку планеты.

Оцените статью
Добавить комментарий