Культура этих людей многообразна и во многом продвинулась в своём развитии по сравнению с другими народами того периода. Среди Майя тоже были художники, которые писали картины маслом и создавали уникальные художественные произведения.Культура этих людей многообразна и во многом продвинулась в своём развитии по сравнению с другими народами того периода. Среди Майя тоже были художники, которые писали картины маслом и создавали уникальные художественные произведения.
Когда испанские корабли появились у восточного побережья Нового Света, этот огромный континент был населён множеством индейских племен и народностей. Они находились на разных уровнях развития. Большинство из них были охотниками, рыболовами, собирателями или примитивными земледельцами. И лишь в двух небольших областях западного полушария — в Мезоамерике и Андах — испанцы встретили высокоразвитые индейские цивилизации. На их территории родились наивысшие культурные достижения. Цивилизация Майя (3000 год до нашей эры — 16 век нашей эры) строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев. Другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки. Применялась иероглифическая система письма, частично расшифрованная. Люди высекали уникальные и красивые скульптуры, на которых сохранились многочисленные надписи. Они создали эффективную систему земледелия, имели глубокие знания в области астрономии. Этот народ обладал гениальными творческими способностями. Исходя из преданий, майя пришли на территорию теперешней Мексики из Гондураса и Гватемалы. Повсеместный рост их городов предполагает однозначный вывод: до своего прихода сюда майя уже обладали единой и древней культурой. Монументальность своих сооружений они умело подчёркивали свободным пространством вокруг них, расположением площадей, дорог, улиц под прямым углом и окружающим ландшафтом.
На основе этих принципов они возвели множество великолепных городов, дворцов и пирамид. Храмы имели квадратную планировку, тесное внутреннее пространство (из-за толщины стен) и выполняли роль святилищ. Майя применяли все художественные приёмы скульптуры: резьбу, барельеф, горельеф, круглый и моделированный объём. В качестве материалов использовались камень (обсидиан, кремень, нефрит), раковины, кость, дерево. Многие скульптуры раскрашивались в различные цвета. Круглая скульптура и барельефы представляют собой самое заметное явление в искусстве майя. Скульптура могла украшать детали зданий (панели, притолоки, плиты, косяки, колонны, лестницы), могла быть элементом, функционально связанным с постройкой (алтари, святилища, троны, статуи), или являться частью таких архитектурных комплексов. Всё искусство в целом делало существующую систему более прочной. Колоритной была и живопись майя. Это изобразительное искусство носило в основном декоративный характер. Тем не менее, в него вкладывалось также определённое религиозное и историческое содержание. Преимущественное развитие получили настенные росписи (прародители современного граффити). Различные рисунки встречаются не только на фасадах, но и в кодексах, на керамике и колоннах. Художники изображали на картинах различные религиозные и мифологические сюжеты. Полотна показывали также сцены из жизни о военных сражениях и включали в себя пейзажи, животных и обычаи.
Классическим образцом являются огромные настенные фрески города Бонампака (конец 8 века нашей эры). Яркие образы воинов и пленников, знати и слуг, сцены быта, битв, пыток и смерти переданы очень реалистично и динамично. Они создают атмосферу драматической напряжённости событий.
До сих пор не удалось определить точно, какую технику применяли майя для настенной живописи. Предположения колеблются от создания фрески по слою влажной штукатурки до использования темперы по сухой поверхности. Возможно, присутствовали оба метода. При анализе некоторых настенных росписей можно сделать следующие выводы. В начале светлой краской намечались контуры фигур и основные внутренние линии. Затем накладывались различные цвета, каждый на определённом участке. Обычно эти цвета покрывали внутренние линии, которые потом вновь наводились разведённой чёрной краской, чтобы подчеркнуть дополнительные детали. Одни части тел закрашивались темнее, другие — светлее. Но мастера живописи не стремились создать различиями в тонах подобие трёхмерного эффекта. Не замечено также попыток представить перспективу в тех сценах, которые имеют несколько планов. Интерес художника сосредоточен на линии, и действительно — рисунок выявляет большое мастерство живописца. Краски были растительного и минерального происхождения. Цвета охватывают широкую гамму: красный, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, сепия, кофе (помимо белого и чёрного). Смешивание цветов, их концентрация давали богатейшую палитру.
Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика) представляют собой целое историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, сцены набега на чужие селения, жертвоприношение пленных, празднование, танцы и шествия сановников и вельмож.
Подлинной сенсацией в майянистике явилось открытие американским исследователем Майклом Ко полихромной расписной керамики из наиболее пышных захоронений майяских аристократов 1 тысячелетия нашей эры. Кроме того, американский исследователь установил, что надписи или отдельные их части повторяются. Впоследствии их успешно расшифровал советский учёный Ю. В. Кнорозов.
Благодаря этому перед нами открылся теперь совершенно новый, неведомый прежде мир — мифологические представления древних майя, их концепция жизни и смерти, религиозные воззрения и многое другое. Высокохудожественные керамические изделия были очень популярны в культуре майя. Существовало несколько типов керамических сосудов: простые цилиндрические сосуды, чаши-вазы, блюда и особые блюда — триподы. Последние отличались от простых наличием ножек-подставок. Майя были очень музыкальны. Пение и музыка были частью их жизни (обыденной, мирской, ритуальной и религиозной). Сохранились музыкальные инструменты майя, их изображения. Это в основном различные виды барабанов, погремушек и бубенцов, буковых труб, флейт и свистков. Музыка и пение сопровождались танцами. Танец воинов длился целый день (назывался «холан окот», в нём участвовало более 800 человек), танец старых женщин исполнялся на раскалённых углях. Чаще всего эти танцы носили ритуальный характер, но существовали и светские музыкальные представления этического значения. Сценой служили высокие платформы, покрытые резными плитами. На них инсценировались легенды, древние истории, комедии и трагедии. Одним словом — настоящий театр!
В период расцвета архитектура, скульптура, живопись, керамика, прикладное искусство, особенно резьба по камню, астрономия, математика, иероглифическая письменность достигает своего апогея. Наконец, в период упадка под влиянием других народов культура майя постепенно размывается. В начале следующего короткого 50-летнего периода, названного «Междуцарствием», эта цивилизация вновь опускается до уровня формативного периода. Однако, отголоски этой культуры могут удивить даже современные народы с их новейшими технологиями.