Пустыня Наска. Тайны древней цивилизации Перу

Если считать несколько сот квадратных километров пустыни Наска на юге Перу музеем, то следует признать его одним из самых необычных в мире. Во-первых, потому что Наска — это музей под открытым небом, а во-вторых потому, что его \»экспонаты\» можно наблюдать лишь с высоты птичьего полета.Если считать несколько сот квадратных километров пустыни Наска на юге Перу музеем, то следует признать его одним из самых необычных в мире. Во-первых, потому что Наска — это музей под открытым небом, а во-вторых потому, что его \»экспонаты\» можно наблюдать лишь с высоты птичьего полета.

Многочисленные туристы, прибывающие в Наску — провинциальный перуанский городок примерно в 450 км к югу от Лимы — сразу направляются на аэродром. Через каждые 5-10 минут отсюда в воздух поднимается очередной маленький четырехместный самолет, чтобы на высоте в несколько сот метров совершить получасовой облет рисунков. Внизу — каменная пустыня, испещренная линиями, где следы автомобилей и изгибы рельефа переплетаются с таинственными знаками, нанесенными на земную поверхность более 2 тыс лет назад.

Большинство линий и рисунков в пустыне Наска были созданы в течение примерно тысячи лет — с 3 века до н.э. по 8 век н.э. Пожалуй это — едва ли не единственный факт, не вызывающий сомнений ни у кого из ученых. А вот вопросы: кем, как и зачем они создавались, пока не нашли окончательного ответа. Наиболее смелой, и одновременно, наименее научной гипотезой считается неземное происхождение рисунков. Действительно, для того, чтобы выдолбить в камне с такой точностью фигуры размером в сотни метров, необходимы технологии, которыми, по современным представлениям, не располагали американские индейцы доколумбовой эпохи. Тот факт, что наиболее крупные из рисунков полностью видны лишь с большой высоты, позволяет предположить, что эти знаки не могли сделать и использовать древние жители пустыни Наска, не знакомые с воздухоплаванием. Кроме того, один из рисунков — \»Астронавт\» — вполне можно принять за изображение неземного существа. Поэтому сторонники этой гипотезы склонны считать, что участок пустыни представлял собой, ни много ни мало, космодром для приземления кораблей инопланетян.

Наиболее академическую версию значения линий, открытых в 1926 году, предложили американский ученый Пол Косок и немка Мария Райх, посвятившие изучению феномена Наски около 50 лет. В 1941 году Косок заметил, что одна из линий точно указывала направление захода солнца в день летнего солнцестояния. Это открытие положило начало астрономической гипотезе, утверждающей, что линии Наска представляют собой гигантскую древнюю обсерваторию, отражающую наблюдения индейцев за звездами. Значительная часть рисунков представляет собой схематичные изображения животных и птиц, отдельные из которых могли отражать карту созвездий, разработанную древними жителями нынешней Перу. Наиболее наглядным подтверждением этой гипотезы считают рисунок \»Обезьяна\», который передает участок звездного неба, включающий, в частности, созвездие Большой медведицы.

Существуют и другие предположения. Например, отмечено, что некоторые линии отражают траекторию подземных рек, по которым вода с предгорий Анд спускается к побережью Тихого океана. Многие ученые сходятся во мнении, что рисунки Наска имели для индейцев ритуальное значение, связанное, в частности, с культом воды.

Источник: ИТАР-ТАСС

Оцените статью
Добавить комментарий

девятнадцать − 6 =