Чичен-Ица занимает площадь около трех квадратных километров. Современного туриста встречает совершенно иная картина, чем увиденная Стефенсом и другими путешественниками XIX века. Древние сооружения находятся теперь на открытом, очищенном от растений пространстве. К городу ведет старательно поддерживаемая дорога, по которой курсируют автобусы с туристами.Чичен-Ица занимает площадь около трех квадратных километров. Современного туриста встречает совершенно иная картина, чем увиденная Стефенсом и другими путешественниками XIX века. Древние сооружения находятся теперь на открытом, очищенном от растений пространстве. К городу ведет старательно поддерживаемая дорога, по которой курсируют автобусы с туристами.
В центре Чичен-Ицы находится самое важное сооружение — пирамида Кукулькана. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом бога Кукулькана
Караколь
Есть в Чичен-Ице интересное здание, именуемое «Караколь» (что по-испански значит «улитка»). Внутри этого круглого сооружения – винтовая лестница, ведущая в верхнее помещение (отсюда и название здания). По мнению исследователей, эта комната с маленькими окошками была астрономической обсерваторией для наблюдения за планетами, особенно за Венерой.
Храм воинов
На северо-западе Чичен-Ицы, недалеко от пирамиды Кукулькана, находится Храм воинов — великолепное здание, расположенное на вершине ступенчатой платформы и окруженное со всех сторон большим количеством колонн с изображениями воинов.
Сегодня Храм воинов предстаёт во всей красе. В его основе лежит пирамида с основанием 40 х 40 м, имеющая четыре уровня. У её подножия стоит целый лес белых каменных колонн, которые некогда поддерживали массивную крышу.
Колонны — квадратные в плане, и все четыре стороны каждой из них украшены изображениями знатных тольтекских воинов.
Многие постройки Чичен-Ицы украшают изображения покрытого перьями бога-змеи Кукулькана. В первую очередь это относится к пирамиде Кукулкана, но их можно найти и на стенах храмов, и у основания лестниц любого здания в Чичен-Ице.
По бокам от входа в Храм Воинов располагаются две колонны в форме пернатых змеев, головы которых лежат у самой земли, тела вертикально вытянуты, а хвосты в виде латинской буквы «L» обращены к небу.
На вершине храмовой лестницы находится скульптура «чак-мулл», изображающая сильно откинувшегося назад сидящего человека. Он полулежит, полусидит в странно напряженной и выжидательной позе. Согнутые колени торчат вверх, толстые икры прижаты к бедрам, локти упираются в землю. Неумолимое квадратное лицо с тонкими губами кажется таким же жестким и безразличным, как камень, из которого его вырезали.
Его спина находится в неустойчивом положении, как будто идол стремится встать. Если бы он это проделал, то рост его составил бы метра два с половиной. Его руки сложены поверх живота, удерживая предмет, напоминающий по форме блюдо, на которое, возможно, клали сердца принесённых в жертву людей.
В доколумбовы времена человеческие жертвоприношения были здесь в порядке вещей. Это подтверждается рельефными изображениями орлов и ягуаров, поедающих сердца, а также множеством черепов на стенах.
Какая же культура могла питать и стимулировать такие нравы? В Чичен-Ице более 1200 лет назад сформировалось «гибридное» общество, объединившее элементы культур майя и ацтеков. Какую цель преследовало это маниакальное душегубство? Согласно утверждениям ацтеков, это делалось, чтобы задержать наступление конца света.
В мифе о первой жертве рассказывается:
«Вначале Пятое Солнце не двигалось. Тогда боги сказали: «Как будем жить? Солнце не двигается!» Чтобы предать ему силы, боги пожертвовали собой и предложили свою кровь. Один из богов бросился в огонь, чтобы превратиться в Солнце. Вскоре подул ветер и, двинувшись, Солнце продолжило свой путь».
Народы Месоамерики верили — Солнце и жизнь существуют благодаря жертве. Чтобы предотвратить гибель Вселенной, которая уже четырежды случалась в прошлом, нужно непрерывно питать богов сердцами и кровью, т. е. вся надежда на отсрочку надвигающейся катастрофы была связана с человеческими жертвоприношениями. Чтобы сохранить жизнь Пятого Солнца, ацтеки воевали и «поили» бога Тонатиу кровью своих пленников.