Оахака — один из важнейших историко-культурных регионов Мезоамерики. В древности он охватывал территорию современного штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла. Большая часть Оахаки — это высокосейсмичная горная система. Южная Сьерра-Мадре (высота 2500-3400 м) покрыта горными сосновыми и смешанными лесами. Оахака расположена на стыке важных торговых путей, связывающих Центральную Мексику с Юго-Восточной Мезоамерикой. В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки и миштеки.
Оахака — один из важнейших историко-культурных регионов Мезоамерики. В древности он охватывал территорию современного штата Оахака, восток штата Герреро и юг штата Пуэбла. Большая часть Оахаки — это высокосейсмичная горная система. Южная Сьерра-Мадре (высота 2500-3400 м) покрыта горными сосновыми и смешанными лесами. Оахака расположена на стыке важных торговых путей, связывающих Центральную Мексику с Юго-Восточной Мезоамерикой. В древности этот регион населяло большое количество народностей, наиболее многочисленными из которых были сапотеки и миштеки.
Оахака была одним из первых очагов формирования государственности в Мезоамерике. В V в. до н. э. был основан Монте-Альбан. Первые письменные памятники появились в Оахаке еще в I тыс. до н. э. Они представляют собой каменные монументы с изображениями страдающих пленников, зачастую с выпущенными внутренностями, рядом с которыми высечены их календарные имена. Неправильная идентификация поз, в которых изображены эти пленники, привела к тому, что их назвали \»танцорами\». В III-II вв. до н. э. в Монте-Альбане была воздвигнута грандиозная галерея из более чем 300 \»танцоров\». Очевидно, она запечатлела ход завоевания долины Оахаки правителями Монте-Альбана. Во II в. до н. э. сапотекское вождество трансформируется в государство со столицей в Монте-Альбане. \»Впервые проведено исследование, показывающее, как именно происходило взаимное развитие социальных и религиозных комплексов, и какова при этом была последовательность эволюции: шаг за шагом\», — говорит Джойс Маркус (Joyce Marcus) из Мичиганского университета (University of Michigan), проводивший эту работу.
Маркус и его коллега Кент Фланнери (Kent Flannery) изучили участки в долине, датированные методом радиоуглеродного анализа. Выяснилось, что самое древнее место проведения ритуалов, расчищенная область длиной 20 метров и шириной 7 метров, имеет возраст приблизительно 8600 лет. Это \»место для танцев\», возможно, использовалось также местными кочевыми охотниками и собирателями для обрядов инициации или даже спортивных состязаний (впрочем, не стоит забывать, какого рода спортивные состязания практиковались у мезоамериканских индейцев и кого именно называют \»танцорами\» на древних изображениях — т.е. поверженных врагов с вынутыми внутренностями).
Обнаруженные поблизости развалины укрытий говорят о том, что все эти ритуалы проводились, как правило, на протяжении довольно длительного времени и в них могли принимать участие сразу множество различных семейств. Еще одно свидетельство существования религиозных ритуалов до того момента, как появились первые деревни — это останки несчастных жертв (что захоронены около 7 тысяч лет назад в пещере вместе с корзинами собранных дикорастущих растений приблизительно в 160 километрах к северо-западу от этих мест), благополучно обезглавленных, освежеванных и съеденных кем-то из участников праздничного мероприятия.
Постоянные деревни в долине были основаны приблизительно 3500 лет назад. В те времена для того, чтобы точно определить время наступления некоторых ритуальных событий, уже могли использоваться астрономические наблюдения Солнца и звезд. В течение приблизительно 150 лет появились ритуальные постройки, состоящие из одной комнаты, все они имели одну и ту же ориентацию. Вероятно, это были заведения, в которые было дозволено заходить исключительно мужчинам.
Приблизительно 3100 лет назад население крупнейшей деревни в долине выросло примерно до тысячи человек, и появились ясные признаки появления среди них своеобразной элиты. Знать стала селиться в домах большего размера, разрисовывать лица в знак своего благородного происхождения и взяла в свои руки управление меньшими деревнями поблизости. В этот период \»мужские дома\» были заменены храмами, которые, вероятно, управлялись жрецами, лишь частично занятыми отправлением религиозных нужд населения. Ритуалы освящения храмов, а также их расширения сопровождались традиционными кровопусканиями и человеческими жертвами, что также находит отражение в археологических находках, относящихся к этому времени.
Следующим шагом в социальном развитии, сделанным приблизительно 2450 лет назад, стало формирование собственно государства сапотеков. Вид храмов тогда также изменялся, к строениям добавились вторые комнаты, которые, вероятно, представляли собой жилые помещения для жрецов, занятых уже исключительно служением своим богам.
Раньше существовали одни лишь предположения о неразрывной связи религиозных ритуалов и общественного развития. Теперь получены первые конкретные доказательства. \»Теперь мы собираемся отследить подобные изменения в других частях света, где развились великие цивилизации древности, и убедиться, что наша модель верна\», — говорит Маркус.