Майя-\»финикийцы Нового Света\»

Майя-"финикийцы Нового Света" Еще каких-нибудь двадцать лет назад в ученых кругах безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой древние майя были малоподвижным и замкнутым народом, сознательно укрывшимся в глубине непроходимых джунглей от всякого рода чуждых влияний извне. Южные границы их владений были закрыты горными хребтами Гватемалы и Гондураса.Майя-"финикийцы Нового Света" Еще каких-нибудь двадцать лет назад в ученых кругах безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой древние майя были малоподвижным и замкнутым народом, сознательно укрывшимся в глубине непроходимых джунглей от всякого рода чуждых влияний извне. Южные границы их владений были закрыты горными хребтами Гватемалы и Гондураса.
Три четверти полуострова Юкатан окружено морем. Сухопутные подступы к нему со стороны Мексики преграждались бесконечными болотами Чьяпаса и
Табаско. Это и позволяло майя, по мнению многих авторитетных исследователей, развивать свою самобытную культуру почти в полной
изоляции от внешнего мира. Поглощенные бесконечными заботами о своих маисовых полях и урожае, земледельцы майя и не помышляли больше ни о чем другом. Им были совершенно чужды какие-либо проявления воинственности и милитаризма. \»Война,- отмечает американский археолог Ч. Галленкамп,- никогда не играла в истории майя такой важной роли, как, например, у египтян и греков\». Религия постепенно проникла во все сферы жизни общества, а ее хранители, жрецы, сосредоточили в своих руках всю полноту власти. Простой же люд только из-за уважения к богам добровольно обеспечивал этих духовных владык всем необходимым и принимал участие в строительстве дворцов и храмов.
Но эта стройная на первый взгляд научная концепция, созданная еще в 30-50 г^дах усилиями С. Морли, Э. Томпсона, А. Киддера и многих
других авторитетных исследователей культуры майя, теряет свою силу, не выдерживая сокрушительного натиска новых археологических открытий
и фактов.
Прежде всего представляется в корне неверной сама предпосылка о том, что древние майя сознательно стремились к изоляции от соседних
народов. История человечества почти не знает таких четко зафиксированных случаев. И вместе с тем она изобилует массой
конкретных примеров совершенно иного рода.
\»Сказки \»Тысячи и одной ночи\»,- пишет известный немецкий этнограф Ю. Липе,- стали незабвенным памятником важнейшего торгового пути из
Багдада в Басру, а по древним крупным торговым артериям, соединявшим Урал с Каспийским морем, на протяжении всей истории переселялись из
Азии в Европу все новые и новые массы людей. По древним \»шелковым путям\», которые вели от Самарканда к Гиндукушу и от Гоби к Пекину,
совершал свои путешествия Марко Поло… В Америке участники торговых экспедиций майя преодолевали/огромные пространства. Были найдены даже
карты знаменитого пути, который вел от, Шикаланго (южное побережье Мексиканского залива, штатско.- В. Г.) через девственный лес к золотоносным районам Гондураса…\»
Археологические раскопки последних лет со всей очевидностью доказали наличие широких торговых и культурных связей майяской цивилизации с
самыми далекими областями Мексики и Центральной Америки. В вечнозеленых джунглях Петена (Северная Гватемала) находятся руины
крупнейшего города майя 1 тысячелетия н. э.- Тикаля. Он стоит вдали от моря: в 175 километрах по прямой от Гондурасского залива, в 260
километрах от залива Кампече и в 380 километрах от Тихого океана. И тем не менее в городе обнаружено множество \»даров моря\» как с
Тихоокеанского, так и с Атлантического побережья: раковины Спондилус, иглы морского ежа, кораллы, губки, жемчуг, позвонки морских рыб и т.
д. В пышных гробницах местной знати часто встречаются предметы роскоши, привезенные из Центральной Мексики. Столица важнейшей
центрально-мексиканской цивилизации того времени — Теотихуакан — отстоит от Тикаля по прямой более чем на 1200 километров. Их
разделяют высокие горные хребты, широкие реки, болота и бесконечные леса. И тем не менее торговые караваны теотихуаканцев и майя посещали
оба города постоянно. В Теотихуакане, в одном из кварталов этой громадной метрополии, найдено значительное число черепков майяской
керамики и резные вещицы из голубовато-зеленого нефрита. По предположению ученых, здесь находился квартал торговцев майя, с их
жилищами, складами товаров и святилищами. Такой же квартал есть и в Тикале. Помимо десятков дорогих предметов теотихуаканского
производства (изящные керамические вазы и чаши с резными и расписными орнаментами, оружие из зеленого обсидиана, который добывался только в
Центральной Мексике, и т. д.), в городе обнаружено несколько зданий и храмов, построенных по канонам архитектуры Теотихуакана. Есть там и
скульптуры некоторых центрально-мексиканских богов, например бога дождя и воды.
В городе Копано (Гондурас), расположенном на самом юге территории майя, под каменной стелой VIII века н. э., в тайнике найдены обломки
золотой статуэтки. Анализ металла и художественный стиль предмета доказывают, что он был привезен в город из Панамы.
На Юкатане археологи подняли со дна \»Священного Колодца\» города Чичен-Ицы множество интересных находок, происходящих из самых разных
уголков Мезоамерики: от Западной Мексики до Панамы и Колумбии. И этот перечень доказательств взаимных контактов можно продолжать до
бесконечности.
Еще больше данных о торговых связях майя с соседями мы имеем для периода, непосредственно предшествовавшего испанскому завоеванию
(XII-XVI вв. н. э.). Здесь на помощь чисто археологическому материалу приходят уже недвусмысленные свидетельства различных письменных
.документов и источников. \»Занятие, к которому они наиболее склонны,- шет испанский епископ Диего де Ланда о юкатанских майя,- была
торговля. Они вывозили соль, ткани и рабов в землю Улуа и Табаско, обменивая все это на какао и камешки (нефрит.-В. Г.), которые служили
у них монетами\». Конкистадор Эрнандо Кортес, проходя во время своего Гондурасского похода в 1525 году через провинцию майя-чонталь
Акалан\’, отметил, что \»товары, которые наиболее в тех местах в ходу, это какао, одежда из хлопка, краски для тела.., факелы для освещения,
сосновая смола для воскуривания дыма перед их идолами, и низки цветных раковин, которые они очень ценят как украшения\».
В доколумбовой Мезоамерике одним из наиболее важных предметов обмена была соль — столь необходимый продукт для жизни человека. Она
добывалась главным образом на западном и северном побережье Юкатана. \»Почти по всему этому побережью, от
Точное местонахождение Акалана и его столицы Ицамканака до сих пор вызывает споры среди ученых. Многие помещают эту провинцию в бассейне
р. Канделария, на территории мексиканского штата Кампече.
пече до реки Ящеров и далее,- писал испанский монах Алонсо Понсе,- имеются превосходные соляные источники, которые без какой-либо
затраты труда дают много соли, крупной и очень белой\». Вот почему совершенно справедливо утверждение американского историка Ральфа
Ройса о том, что \»торговое процветание Северного Юкатана было основано преимущественно на экспорте хлопчатобумажных тканей и соли\».
Особую роль играли в жизни цивилизованных народов доколумбовой Мексики и Центральной Америки бобы какао. Они были не только ценным
продуктом питания, лекарством и приятным напитком, но и служили здесь всеобщим эквивалентом — \»товаром товаров\». Бобами какао в качестве
денег широко пользовались не только майя, но и ацтеки, жители Никарагуа и Панамы. \»Это какао,- отмечает А. Понсе,- служило мелкой
монетой по всей Новой Испании (Мексика и Гватемала.- В. Г.), как в Кастилии служит медная монета. В обмен на бобы какао они покупают все
вещи, как если бы они покупали их за деньги\». У другого испанского летописца, Овьедо, мы находим еще более интересные данные на этот
счет. \»Они (индейцы.- В. Г.),- пишет он,- хранят их (бобы какао.- В. Г.) и относятся к ним с таким же вниманием и уважением, как христиане
относятся к золоту или деньгам, потому что эти бобы считаются здесь деньгами и индейцы могут купить на них любые товары. Таким образом, в
провинции Никарагуа один кролик стоит 10 этих бобов.., один раб стоит 100 бобов…\» Поскольку в первые годы конкисты испанские монеты были
в Новом Свете еще довольно редки, Кортес и Монтехо вынуждены были платить жалованье своим войскам \»индейскими деньгами\», то есть бобами
какао. Историк А. Эррера пишет, что один испанский золотой реал приравнивался к 200 бобам какао.
В старых испанских хрониках упоминаются иногда и некоторые торговые центры, существовавшие на территории майя накануне прихода
европейцев.
На побережье Мексиканского залива, в северной части Лагуны де Терминос, находился город, Шикаланго — крупный торговый пункт, куда
приходили и ацтекские торговцы — \»почтека\», и юкатанские купцы, и жители юга.
Другой торговый центр — Симатан — стоял на реке Грихальва и был конечным пунктом длинного сухопутного маршрута из долины Мехико и
перевалочной базой для товаров, шедших вниз по реке из Чьяпаса.
В устье той же реки был расположен город Потончан, контролировавший не только торговлю в низовьях реки Грихальва, но и морские пути вдоль
западного побережья Юкатана. Это было большое и многолюдное поселение, обнесенное со всех сторон крепким деревянным частоколом.
Выше уже шла речь о богатой провинции майячонталь Акалан и ее столице Ицамканаке. Выгодное географическое положение позволяло местным
жителям вести оживленную посредническую торговлю с самыми отдаленными областями Гондураса и Гватемалы. \»В Акалане,- пишет Кортес,- есть
многочисленные торговцы и люди, торгующие во многих местах и богатые рабами и другими вещами, которые обмениваются в этой земле… Как мне
удалось узнать, здесь нет иного верховного правителя, кроме наиболее богатого торговца, имеющего большую торговлю по морю с помощью своих
судов, и таковой есть Апасполон… И это по причине того, что он очень богат и торгует до такой степени, что даже в городе Нито… он
имел квартал со своими агентами и, вместе с ними, своего родного брата, торговавшего своими товарами\». Перед нами бесспорный образец
индейской торговой республики, напоминающей во многих отношениях знаменитые торговые государства средневековой Европы — Венецию и
Геную. Могущество и богатство Акалана целиком зависело от интенсивной внешней торговли, и после нарушения испанцами системы индейских
торговых связей эта \»купеческая республика\» быстро приходит в упадок.
На южных границах территории майя находились в XVI веке еще два важных торговых центра: Нито (в устье Рио Дульсе, Гватемала) и Нако
(на реке Улуа, Гондурас). Именно сюда регулярно наезжали за какао и другими товарами юкатанские купцы и вездесущие торговцы майя-чонталь
из Акалана.
Важным перевалочным пунктом, где скрещивались многие сухопутные и водные торговые пути, был и Четумаль (юго-восточное побережье
Юкатана). Эта область славилась своими плантациями какао и обилием меда.

Нередко наиболее почитаемые религиозные центры были одновременно и крупными торговыми пунктами. Так, к святыням острова Косумель, у
северо-восточного побережья Юкатана, где находился особо почитаемый идол богини луны и деторождения Иш Чель, ежегодно собиралось
множество пилигримов из Табаско, Шика— ланго, Чампотона и Кампече. Если верить некоторым ученым, то эти богомольцы были одновременно и
торговцами, о чем говорит обилие на острове самых разнообразных предметов, привезенных издалека. Ту же самую картину наблюдаем мы и в
Чичен-Ице, с ее знаменитым \»Колодцем Жертв\», привлекавшим ежегодно массу верующих со всех концов Мексики и сопредельных областей.

Основываясь на этих фактах, американский исследователь Эрик Томпсон выдвинул гипотезу о существовании в древности длинного морского пути
вокруг всего полуострова Юкатан: ,от Шикаланго (Табаско) на западе до южной части Гондурасского залива на востоке. О наличии такого пути
свидетельствуют и археологические находки. При раскопках в Атасте на побережье мексиканского штата Кампече археологи обнаружили две
гробницы середины XV — начала XVI века. В них, помимо местных майяских изделий, имелось множество ножевидных пластин из зеленого
обсидиана и керамика с оранжевой поверхностью центральномексиканского типа. Зеленый обсидиан в доколумбовой Мезоамерике добывался всегда
лишь в одном месте — в Пачуке, штат Идальго, на северо-востоке Мексики. Видимо, этот минерал экспортировался ацтекскими (а до них —
теотихуаканскими) купцами в портовые города майячонталь — Шикаланго и Потончан по суше в виде сырья. Здесь местные мастера делали из него
различные инструменты и оружие, а местные торговцы доставляли и свои и ацтекские товары морем вокруг всего полуострова вплоть до
Гондураса. Итак, по крайней мере накануне испанского завоевания, юкатанские майя вели оживленную морскую торговлю с ближними и
дальними соседями, а их важнейшие города стояли либо прямо на побережье моря, в удобных бухтах и заливах, либо вблизи устьев
судоходных рек. А это красноречиво говорит о большом значении мореплавания и морской торговли в развитии хотя бы наиболее позднего
варианта майяской цивилизации в XII-XVI веках н. э.

Источник: Гуляев В. И. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации

Оцените статью
Добавить комментарий