Помпеи – город, построенный по законам Ваасту

Помпеи – город, построенный по законам ВаастуСистема расположения жилищ наших древних предков, была построена в согласии c могучими силами Природы. Чем дальше мы погружаемся вглубь веков, тем отчетливее видим, что многие культуры пользовались одинаковым знанием законов строительства в гармонии c Природой — законов Васту. Город Помпеи тому пример.Помпеи – город, построенный по законам ВаастуСистема расположения жилищ наших древних предков, была построена в согласии c могучими силами Природы. Чем дальше мы погружаемся вглубь веков, тем отчетливее видим, что многие культуры пользовались одинаковым знанием законов строительства в гармонии c Природой — законов Васту. Город Помпеи тому пример.

Итак, Вам кажется, что наша жизнь достаточно комфортно устроена? Если Вы приедете в Помпеи, то увидите, что комфорт древних римлян, наверное, был более совершенным, чем наш. Помпеи процветали на протяжении 700 лет, когда внезапно, 24 августа 79 года от Р.Х. город погиб при извержении Везувия и был погребен под многометровым слоем пепла, вследствие чего Помпеи сохранились практически неизменными. Археологические раскопки ведутся с конца XVIII века, по сей день.

Что же собой представлял этот город?

К началу нового тысячелетия Помпеи были богатым провинциальным городом, отвечающим изысканным запросам не только самих горожан, но и пресыщенным вкусам заезжих римлян. Помпеи процветал в благосклонности окружающей природы и заботливом управлении своими жителями. В течение всего года непрерывный поток груженых кораблей поднимался рекой Сарно, привозя разнообразный товар, преобладающая часть которого направлялась в другие районы империи.

Морская коммерция в городе приобрела поистине космополитичный характер, но все же большая часть его богатства произрастала из сельского хозяйства. Пересекая поля, бежал акведук, перепрыгивая с одной каменной арки на другую. Он начинался высоко в горах в 40 километрах на восток от города. Благодаря нему, население удовлетворяло свою потребность в воде. Акведук снабжал многочисленные фонтаны вдоль дорог и термы, являвшиеся неотъемлемой частью социальной жизни римлян.

Помпеи имели четкую планировку. Две главные улицы города проходили с севера на юг и с запада на восток. Остальные улицы проходили параллельно главным, разделяя весь город на девять районов-кварталов. Бесконечные караваны телег и носильщиков товаров с раннего утра до позднего вечера запруживали главные магистрали, на которых находилось все для вынужденного отдыха: магазины, трактиры и булочные, бакалейные лавки и мастерские. Сохранились пекарни, где делали пиццу, лавки, где можно было прикупить пару кувшинов вина, питейные заведения. Ремесленники удовлетворяли запросы капризных жителей, изготовляя изделия из дутого стекла, сверкающей бронзы, кованого металла, обожженной керамики, драгоценных серебра и золота. В Помпеях трудились мастера всех отраслей: горшечники, обработчики металла, стеклодувы, но главным направлением промышленности оставалось производство и окраска тканей.

Городские улицы, вымощенные вулканическим камнем, как правило, имели одностороннее движение. Рациональный подход к обустройству пространства чувствовался во всем. Так, тротуары были приподняты по отношению к проезжей части на 20-25 см, а через мостовую были проложены, наверное, впервые в истории человечества пешеходные переходы в виде нескольких выступающих камней — пример трогательной заботы о том, чтобы красавицы помпеянки не замочили ног в дождливый день. Квадры укладывались с таким расчетом, чтобы между ними могла свободно проехать телега, запряженная лошадью или мулом. Вдоль дорог тянулись канавы со сточными водами и прочими отбросами, закрытые сверху плитами, по свинцовым трубам, закопанным в землю, в многочисленные фонтаны подавалась свежая вода. Существовали также большие цистерны для высоко ценившейся дождевой воды. На перекрестке улиц — фонтанчики со специальными выемками для рук, чтобы было удобно держаться, когда наклоняешься пить.

Центром городской жизни была прямоугольная площадь форума. На форуме наряду с культовыми сооружениями и административными постройками разного вида и назначения находится храм Юпитера, macellum (крытый рынок) и базилика (наиболее ранняя из сохранившихся — около 100 года до н.э.)

Кроме того, в городе было два театра – большой и малый (крытый), эллипсообразный амфитеатр на 20000 зрителей, где происходили бои гладиаторов, термы, школа гладиаторов. Большой театр был рассчитан на 5000 зрителей, с хорошо сохранившимися скамьями для зрителей, врезанными в склон холма, и сценой. В нем для увеселения граждан разыгрывали спектакли и давали музыкальные представления. Малый театр больше подходил для камерных зрелищ, например, для чтения стихов под музыку. В городе были также публичные дома и термы — античные центры здоровья и красоты. Здесь жители мылись, плавали и делали гимнастику, а зимой и согревались, так как собственные дома имели лишь примитивную систему обогрева. Главное развлечение, которое Помпеи предлагали своим жителям, и которое неизменно привлекало в этот город гостей со всей Римской империи, — это лупанарии, или бордели. Их было не меньше семи, и внешне они не отличались особой привлекательностью, но их обитательницы заслуженно пользовались славой самых красивых и изысканных женщин во всей стране. Помпеяне никогда не были ханжами, любовь здесь была доведена до уровня искусства. Стоит посмотреть на картины и скульптуры, сохранившиеся почти в каждом доме, чтобы понять, что культ плотской любви в городе был превыше всего. В доме, где жена особенно была довольна любовными упражнениями мужа, на внешних воротах вывешивался большой недвусмысленный знак. Помпеи называли городом Содома и Гоморры, куда богатые и не очень римляне приезжали развлекаться.

Как и во всех античных городах, улицы в Помпеях были очень оживленными. Бойко шла торговля на рыночной площади и в многочисленных лавках. Стенные росписи в одном из домов рисуют сцены городской жизни: мастерскую медника, башмачника, торговлю материями, уголок рыночной площади, где торговали горячей пищей и сластями. На стенах улиц встречаются карикатуры и надписи, сделанные мальчишками — поклонниками актеров и гладиаторов. О том, что город вел активную общественно-политическую жизнь, красноречиво говорят агитационные надписи на стенах домов, в них политические лидеры и их сторонники призывают помпеян голосовать за одних кандидатов, поливая грязью других, и наоборот.

Среди жилых зданий (домусов) интерес представляют дома ремесленников с мастерскими и магазинами, а в особенности дома богатых людей, землевладельцев и торговцев. Типовой богатый дом имел главную комнату — атрий — с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. К атрию, где хозяин принимал деловых посетителей, примыкал его кабинет — таблиний, из которого открывался вид на перистиль — внутренний сад. К атрию и перистилю обычно примыкали столовая — триклиний — где стоял стол, окруженный с трёх сторон ложами (у патрициев было принято возлежать во время еды), а также спальни (кубикулы), библиотека. Имелась также баня с холодной и горячей водой. Чтобы было теплее, в дальнейшем перистили начали застеклять. Все дома были спланированы таким образом, что окна выходили в атриумы, но не на улицу, дабы прямые солнечные лучи не проникали в дома.

Стены и потолки домов наиболее тщеславных хозяев расписывались колоритными фресками на мифологические сюжеты. Многочисленные ниши и фонтаны украшались собственными и привозными статуями богов, героев и властителей. Неотъемлемой частью декорации богатого римского дома были мозаичные полы, от простых полов, в которых узор выкладывался белой галькой на цементно-щебеночной основе, до тончайших мозаик со сложными многофигурными композициями. Например, известная мозаика, изображающая битву Александра Македонского с персидским царем Дарием была найдена в 1831 году во дворе виллы Фавна. Виллу назвали так из-за бронзовой статуи танцующего Фавна, бога полей, лесов и покровителя стад, которая находится во внутреннем дворике этого огромного дома. Перед порогом главного входа выложено галькой слово: «Здравствуй». Прекрасно характеризуют владельцев выложенные на полу домов надписи: «Привет тебе, прибыль» или «Прибыль — радость».

Дома в Помпеях интересны не только своей внутренней планировкой, но и декоративным убранством — скульптурой и в особенности хорошо сохранившимися яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты.

Трагедия в Помпеях разразилась так внезапно, застав обитателей города за обычными занятиями, что ни у кого из них не было времени приготовиться к своему последнему часу. При раскопках в окаменевшем пепле были найдены полые углубления, которые стали могилами погибшим. Во второй половине XIX века археолог Фиорелли придумал заливать раствор сернокислой извести в пустоты затвердевшего пепла. Когда по истечении времени гипс затвердевал, и естественную форму удаляли, под ними обнаруживались скульптурные изображения горожан в последний момент перед смертью, запечатлевая последние движения и мимику в мельчайших подробностях. Кто-то тер глаза, которые, видимо, разъедал ядовитый газ, другие держались за горло, задыхаясь, влюбленные встречали смерть обнявшись. Вот женщина, прижавшая ребёнка к груди, рядом две девочки — они вцепились в одежду матери. Поблизости от них был обнаружен мужчина, ведший козу с колокольчиком на шее.

Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи.

Жители Помпеи упорно не хотели замечать явные признаки надвигающейся опасности. Даже тот факт, что 20 августа 79 года н.э. затихли неугомонные птицы и куда-то подевались дикие животные из окрестных лесов, заставил насторожиться лишь небольшую часть помпеян. Еще в начале августа предгорья Везувия начали сотрясать первые толчки, затем из подземных источников перестали бить родники (важный симптом того, что давление внутри земли растет), все это время лошади и рогатый скот проявляли повышенное беспокойство и испуг. Но счастье застит глаза, и люди остались в городе, продолжая жить своей обычной жизнью. Справедливости ради, следует отметить, что более бдительные жители города, памятуя о землетрясении 62 года, спешно собрали самое необходимое и перебрались в более безопасные места, а остальным горожанам суждено было вскоре встретить собственную страшную смерть. Многих жителей погубила привязанность к любимым или ценным вещам. Владельцы знаменитого дома Фавна вместо того, чтобы спасать свою жизнь, потеряли много времени на упаковку драгоценностей.

Вулкан убил сотни людей, но покрытый пеплом город остался практически невредимым. Благодаря этому сейчас мы можем больше узнать о быте античных людей. Раскопки еще не закончены, поэтому человечество ждут новые открытия и сюрпризы из этого маленького, но великого города.

Оцените статью
Добавить комментарий