Несколько международных археологических экспедиций, изучавших Ангкор Тхом, не нашли следов проживания на его территории многочисленных горожан. «Pottier’s five year survey of the southern half of Angkor (1999) has shown that occupation was scattered in patches throughout the urban area while residence was located far beyond the walled enclosures.»Несколько международных археологических экспедиций, изучавших Ангкор Тхом, не нашли следов проживания на его территории многочисленных горожан. «Pottier’s five year survey of the southern half of Angkor (1999) has shown that occupation was scattered in patches throughout the urban area while residence was located far beyond the walled enclosures.» . С учетом этого, сформирована моя версия обоснованности французского продукта «Ангкор Тхом — огромный средневековый город …» (рисунке 3). Общий вывод однозначный: французский продукт «Ангкор Тхом — огромный средневековый город …» являлся мифом. Не научной ошибкой, а именно целенаправленно сформированным мифом. Следовательно, мифом является и мнение «Ангкор — огромный средневековый город». Сегодня этот миф находится в состоянии трансформации. Происходит замена одного его ключевого элемента («Ангкор Тхом — огромный средневековый город») на другой элемент («Ангкор гигантский средневековый город с низкой плотностью населения»). При этом общее количество населения города (в опубликованной литературе говорится о миллионе жителей) не меняется. Меняются только места их проживания. Отмечается, что собственно в пределах Ангкор Тхом жили только правители и элита кхмерской империи. А остальные жители миллионного города жили за пределами его мифических стен или реальных противопожарных сооружений. А вот где они жили и как жили – это задача будущих исследований. Причем, декларированной базой будущих исследований является тезис: «Ангкор – самый большой в мире до-индустриальный город с низкой плотностью населения». «The proposed project derives from this pilot study and will provide a fresh understanding of Angkor as a gigantic, low density, dispersed urban complex — the largest on Earth.» [8].
Рисунок 4. Блок-схема обоснования мнения «Ангкор Тхом — огромный средневековый город 9-15 веков, центр кхмерской империи» с результатами идентификации ее отдельных элементов.
Религии Ангкора
Считается, что часть храмов Ангкора является индуистскими, другая – буддистками. К последним отнесен Байон, который до 1920 года считался индуистским храмом-горой эпохи Яшовармана I (889-900 годы). Алгоритм принятия решения «Байон – буддистский храм» реконструирован мной по работе [1]. Французские ученые – Л. Фино и В.В. Голубев, высказали гипотезу, что на ликах, которые имеются с каждой из четырех сторон башен Байона, изображен бодхисатва Локешвара. Для проверки своей гипотезы они посетили храмовый комплекс Бантеай-Чмар, построенный королем Джаявармана VII (первое заключение), который являлся адептом Буддизма (второе заключение). Комплекс Бантеай-Чмар являлся буддистским (махаянистким) монастырем (третье заключение), находящимся под покровительством бодхисатва Локешвара. В галерее храма имеется изображение бодхисатва Локешвара (четвертое заключение), особенности которого идентичны особенностям ликов Байона (пятое заключение). На основе этой цепочки, логически увязанных 5 заключений, и сделан вывод о том, что Байон является буддистским храмом. Гипотеза превратилась в теорию. Это было в 1920 году. А в 1922 году с теорией о буддистском характере Байона согласился авторитетный индолог Сильвиан Леви, который лично осмотрел храмы Ангкора. В начале этого же года о результатах идентификации трех храмов Ангкора (Байон, Неак Пеам и Прах-Кхан) как буддистских было доложено (с показом соответствующих материальных свидетельств) на Колониальной выставке в Марселе.
Теория о буддистском характере Байона подкреплена и археологическими данными. На развалинах храмового комплекса Неак Пеам эпохи Джаявармана VII (шестое заключение) обнаружены остатки небольшого храма в форме фигуры лошади (седьмое заключение). Этот храм символизирует буддийский мифологический персонаж (восьмое заключение) – крылатую лошадь Балаха. Кроме того, при раскопках в районе Байона и Неак Пеама были обнаружены статуи бодхисатва с характерной фигуркой Амитабхи в головном уборе. В справочнике приводится другая версия археологического доказательства того, что Байон не индуистский храм, как считалось ранее, а буддистский. «A Fronton found in 1925 depicting an Avalokiteshvara, identified the Bayon as a Buddhist temple.» [9]. Аn Avalokiteshvara – более полное имя бодхисатва Локешвара. Теория «Байон – буддистский храм», сформированная французскими учеными в 1920-25 годах получила дальнейшее развитие. Сегодня буддистским считается весь храмовый комплекс Ангкор Тхом [9].
Статуи бодхисатв с характерной фигуркой Амитабхи и фронтон с изображением бодхисатва Локешвара, найденные в районе Байона, являются единственными материальными свидетельствами того, что Байон – буддистский храм. Все остальное обоснование этой теории – большая группа зависимых друг от друга заключений. Относительно статуй бодхисатв можно высказать следующее. Скорее всего, это маленькие фигурки, которые обычно стоят на алтарях в буддистках храмах, а также в домиках для духов предков. Последние находятся рядом с домами жителей региона. Население Камбоджи, Лаоса, Вьетнама и Таиланда воспринимает эти фигурки не иначе как идолов [4]. Видел я буддийских богов-идолов и на алтаре, который стоит в одном из помещений заброшенных французских артиллеристских бастионов на Большой горе около Вунгтау (Южный Вьетнам). Из этого вовсе не следует, что это помещение является буддистскими храмами. Из этого следует, что в нем поселился религиозный отшельник. Сегодня почти во всех храмах Ангкора присутствует буддистская символика, в том числе и большие статуи Будды. Из этого следует, что буддистская символика может присутствовать и в индуистских храмах и, конечно же, в мини-алтарях около них. Более того, на территории одного из трех действующих буддистских храмов в Хошимине/Сайгоне имеется и небольшой действующий буддистский храм с соответствующей символикой и набором статуй Будд и других богов-идолов. Общий вывод однозначный: статуи бодхисатв и фронтон с изображением бодхисатва Локешвара, найденные в районе Байона, не могут являться свидетельствами его буддистского характера.
На территории Ангкор Тхома имеется один бесспорный символ буддизма. На индуистском храме Baphuon (считается, что храм построен в 1050-1066 годах), посвященном Шиве, вырезан гигантский барельеф лежачего Будды. Отмечается, что это сделано в 15 веке. Мне не удалось осмотреть храм Baphuon. В нем велись реставрационные работы.
Осмотрев сотни храмов в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме и Китае, включая Тибет, которые считаются буддистскими, познакомившись с религиозными представлениями местных жителей и их обрядами, я окончательно пришел к мнению, что общепринятые представления западной цивилизации о религии стран Юго-восточной Азии и Китая являются одним из Супермифов 20 века (Супермиф «Буддизм»). Реальная религия народов региона – самодостаточный симбиоз поклонения духам предков и многобожия-идолопоклонения с включением чуждых для него составляющих – Мифа о Гаутаме и ритуалов, похожих на христианские церковные ритуалы. При такой интерпретации реальной религии стран региона и мифа о ней – «Буддизма», один вопрос остается неясным: кто они, Боги реальной религии? Зато для меня вполне очевидно то, что специалисты по «Буддизму» стран Юго-восточной Азии и Китая, являются специалистами по виртуальному объекту – Супермифу «Буддизм» [4]. Очевидно и то, что Супермиф «Буддизм» создали европейцы. Творцами этого мифа являются и французские ученые целенаправленно создавшие одну из его основ: Ангкор Тхом – буддистский храмовый комплекс, построенный в конце 12 – начале 13 веков.
На территории Ангкор Вата построен типовой для Камбоджи буддистский храм (рубеж 20-21 веков). В строениях около храма живут его служители, которых считают буддистскими монахами. Они установили в храмах Ангкора своих идолов, в том числе и идолы Будды Гуатамы. Часть идолов «одета» в желтые, багровые и красные одеяния (обернуты кусками материи). Перед идолами стоят подношения – в основном фрукты и цветы. Около них курятся благовонные палочки. Пусть простят меня мои братья, истинные буддисты, идущие по Великому Пути к просветлению, но как нелепо и жалко выглядят типовые бетонные статуи Будды с облезающей краской, среди грандиозных индуистских храмов Ангкора!
А.М. Тюрин