Скифский мир создал особую цивилизацию с собственным типом хозяйства и общественного устройства, уникальной идеологией, неповторимой духовной и материальной культурой. Скифская цивилизация объединила население степной зоны и соседних областей на новой ступени исторического развития. Именно с принадлежностью к скифской цивилизации для народов многоплеменного скифского мира связан переход от родовых отношений и примитивного хозяйства к государственности, продуктивной экономике и единым основам идеологии и культуры.
Картина мира и религия. В древности представления людей об окружающем мире существовали в форме мифов и религиозных верований. Скифы не были исключением из этого правила. Скифская мифология являлась продолжением и развитием общей мифологии иранцев, уходящей корнями в эпоху арийского единства.Скифский мир создал особую цивилизацию с собственным типом хозяйства и общественного устройства, уникальной идеологией, неповторимой духовной и материальной культурой. Скифская цивилизация объединила население степной зоны и соседних областей на новой ступени исторического развития. Именно с принадлежностью к скифской цивилизации для народов многоплеменного скифского мира связан переход от родовых отношений и примитивного хозяйства к государственности, продуктивной экономике и единым основам идеологии и культуры.
Картина мира и религия. В древности представления людей об окружающем мире существовали в форме мифов и религиозных верований. Скифы не были исключением из этого правила. Скифская мифология являлась продолжением и развитием общей мифологии иранцев, уходящей корнями в эпоху арийского единства.
Скифы полагали, что вселенная состоит из трех частей — трех миров: верхнего, среднего и нижнего. Средний мир — место обитания людей. Верхний — мир неба и солнца. Нижний — мир земных и водных глубин. Высшей стихией, пронизывающей и символизирующей все мироздание, для скифов был огонь.
Земное пространство скифы представляли как равносторонний четырехугольник, бока которого соответствуют четырем сторонам света, а через центр проходит мировая ось. По этой же схеме строилось описание Скифии как правильного квадрата, южной границей примыкающего к морю, а северной — к достающим до небес горам. Поэтому юг, уходящий в море, воспринимался как низ, а север с восходящими к солнцу горами считался верхом. Путь к северным горам преграждают одноглазые люди-аримаспы и стерегущие золото грифы. За горами, у северного моря скифская мифология помещала страну блаженных гипербореев. Занимая земли старой арийской прародины, скифы сохраняли и общие для всех индоиранцев реальные знания о полярной зоне, в которой ночь продолжается шесть месяцев. Эти древние знания и скифская мифология были источником античных представлений о далеком севере. Из скифских описаний древнегреческие географы черпали и сведения о народах, живших к северу от скифского мира.
В соответствии с арийской традицией общескифский пантеон состоял из семи божеств. Высшим из них была Табити — богиня огня и домашнего очага. Табити воплощала весь миропорядок, всю вселенную, поэтому в числе ее символов — три огня как отражение трехчастности космоса. Табити считалась также царицей скифов, потому что скифские цари, восходя на престол, вступали в священный брак с богиней и тем самым получали власть из ее рук.
Бог Папай — воплощение верхнего мира и небесных сил. Его супруга Апи — богиня нижнего мира, земли и воды. От брака бога-отца Папая и богини-матери Апи рождается Таргитай — бог среднего мира и прародитель скифов.
Геродот в своем повествовании о скифах сравнил скифских богов с греческими. Табити он назвал Гестией, Папая — Зевсом, Апи — Геей, а Таргитая — Гераклом. Еще три божества в семибожном пантеоне скифов: солнечный бог Гойтосир, которого Геродот сравнивает с Аполлоном, богиня плодородия и покровительница браков Артимпаса, похожая на Афродиту Уранию, и бог войны, соответствующий греческому Аресу.
Скифское имя бога войны неизвестно. Ему поклонялись, сооружая из связок хвороста огромные алтари в каждом округе Скифии. На вершине алтаря был водружен железный меч-акинак, который считался изображением божества. Ежегодно ему приносили в жертву мелкий рогатый скот, лошадей и по одному пленнику из каждой сотни захваченных врагов.
Никому из богов, кроме бога войны, скифы не воздвигали ни алтарей, ни храмов. В жертву другим богам приносили только животных — лошадей и рогатый скот. Самое могущественное племя Европейской Скифии — царские скифы — поклонялись и приносили жертвы еще одному богу — Тагимасаду, которого Геродот по-гречески называет Посейдоном, то есть богом морской стихии и покровителем коневодства.
Скифские жрецы, имевшие большое влияние в обществе, следили за исполнением религиозных обрядов и занимались предсказанием. Самой необычной группой скифского жречества были энареи — знатные и пользовавшиеся большой властью служители богини Артимпасы. Энареи — это женоподобные жрецы-мужчины, носившие женское платье и усвоившие женские привычки. Энареи гадали при помощи липовой коры, разрезанной на три полоски. Другие скифские предсказатели пользовались ивовыми прутьями. Трое из жрецов-гадателей считались главными, в случае болезни царя им поручалось обнаружить виновника болезни — человека, принесшего ложную клятву царскими священными огнями. Верность гадания проверялась, и если жрецы оказывались неправы, царь казнил их вместо обвиняемого. Скифские жрецы не были священниками, которым полностью передано исполнение религиозных обрядов. По скифскому обычаю, с молением к богам обращались главные лица — царь, начальник округа, глава семьи — в зависимости от того, где и по какому случаю совершался обряд.
Скифы жестоко карали каждого, кто откажется от религии предков или изменит родным обычаям. В VI в. до н.э. царевич Анахарсис, признанный одним из семи величайших мудрецов древнего мира, был убит родным братом — скифским царем Савлием. Провинность Анахарсиса состояла в том, что он устроил праздник, посвященный малоазиатской богине Кибеле. В V в. до н.э. царь Скил тайно принял посвящение в таинства греческого бога Диониса. Узнав об этом, скифы восстали и лишили Скипа власти. По приказу своего брата Октамасада, ставшего новым царем, Скил был казнен.
Идеология общественного устройства. Скифы сохранили представление древних ариев о трех социальных функциях — религиозной, военной и хозяйственной. Троичное деление общества повторяло устройство вселенной, состоящей из трех миров — верхнего, среднего и нижнего. Идеология трех функций опиралась на мифологическое предание о божественном происхождении скифов. Скифская легенда, записанная Геродотом, рассказывает, что прародителем скифов был Таргитай. У него родились три сына: Липоксай, Арпоксай и младший Колаксай. При них на скифскую землю упали с неба золотые предметы: плуг с ярмом, секира и чаша. При приближении старших братьев золото воспламенялось, не подпуская их. И только Колаксай сумел взять золотые предметы. Поняв значение этого чуда, старшие братья передали Колаксаю всю власть и царство. От Липоксая произошли скифы, которые именовались авхата-ми. Потомков Арпоксая называли катиарами и траспиями. А царь Колаксай стал предком паралатов.
Авхаты — это сословие жрецов. Паралаты — скифская военная аристократия. Катиары и траспии — земледельцы и скотоводы. Трем социальным группам, на которые делится скифский народ, соответствуют священные золотые предметы. Чаша, которая служит для обращения к богам, является жреческим символом. Секира — атрибут воинов. Плуг с ярмом символизирует земледельцев и скотоводов, занятых в хозяйстве: ведь плугом пашут землю, впрягая в него тягловый скот при помощи ярма. Так обосновано разделение общества на три социальные группы. А господство военной аристократии и царей над остальными скифами опирается на передачу всех священных предметов и царской власти Колаксаю — мифическому первому царю и предку военной знати.
Далее легенда рассказывает, что у Колаксая тоже было три сына, и он разделил свою обширную страну на три царства для своих сыновей. Одно из трех царств он сделал самым большим, в нем и сохраняется священное золото. Тем самым получает обоснование и политическая организация скифского общества. Как известно, Европейская Скифия состояла из трех частей во главе с тремя царями. Будучи обладателем всех золотых предметов, верховный царь Скифии являлся главой всех сословий. Как хозяин священной чаши, он исполнял и роль главного жреца.
Золотые реликвии существовали в действительности, на ежегодном празднике скифские цари посвящали им богатые жертвоприношения. Клятва этими царскими святынями была высшей клятвой, их называли царскими священными огнями — символом богини Табити. Горящие чаша, секира и плуг с ярмом были одновременно воплощением трех социальных функций и трех частей вселенной. Они олицетворяли правильное устройство космоса и общества.
Представление о трех социальных функциях — характерная черта культуры и общественной жизни всех индоиранских народов. Например, общество древнеиндийских ариев делилось на брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьев (скотоводов и земледельцев). Точно так же и скифские сословия, происходящие от трех сыновей Таргитая, отражают общеарийское представление об идеальном обществе. За тысячу лет, которые прошли со времени распада арийской общности, изменились хозяйство и общественная жизнь скифских племен. Но арийская идеология по-прежнему служила для объяснения и обоснования социального и политического устройства скифского общества.
Образ жизни и материальная культура. Народы скифского мира не оставили нам в наследство письменной литературы, поэтому для изучения их повседневной жизни особенно велико значение археологии. Наиболее яркие черты материальной культуры скифов получили название «скифской триады». Три ее части — оружие, конское снаряжение и звериный стиль скифского искусства. Скифская триада позволяет археологам легко определить, что раскопанный ими курган или древнее поселение принадлежали скифам.
Образ жизни скифов соответствовал их хозяйственным занятиям. Большинство скифских племен вели кочевое или полукочевое хозяйство. Наиболее последовательными кочевниками были господствовавшие в степях племена, например — царские скифы Причерноморья. Лишь самое холодное время года они проводили на своих постоянных зимниках, а земледелие считали занятием своих подвластных. Многие племена вели полукочевое хозяйство, которое включало обработку земли. Часть населения Скифии жила оседло, занимаясь земледелием и скотоводством. Европейские скифы сеяли хлеб на продажу, они возделывали пшеницу, ячмень, просо, лук и чеснок, лен и коноплю. Орудия труда скифов-земледельцев — деревянный плуг, железный серп, каменная зернотерка. Собранный урожай ссыпали в ямы-зернохранилища. Подсобными промыслами были для скифов охота и рыбная ловля.
Типичные продукты из рациона кочевников — мясо (в том числе конское), молоко и сыр. Мясо варили в бронзовых котлах, подкладывая в огонь кости животного. В походных условиях легко обходились без котла — заменой ему служил желудок животного, который наполняли мясом и подвешивали над огнем.
Одежда мужчин была приспособлена для верховой езды. Скифы носили длинные штаны и короткие куртки-кафтаны, сшитые из кожи, ткани или меха. Под куртку надевали рубахи, на ноги — кожаные сапоги на мягкой подошве. Зимой костюм дополнялся тулупом. Головным убором служила остроконечная шапка-башлык, закрывавшая уши, затылок и шею. Рубаху и куртку стягивал кожаный пояс с крючками для подвешивания оружия.
Женщины были одеты в длинные подпоясанные сорочки, поверх которых носили длиннополый халат, а на ногах — низкие кожаные башмаки. Шили одежду железными иглами. Скифы сами производили шерстяные, конопляные и льняные ткани.
Кочевникам служили жилищем кибитки и юрты. Знаменитый греческий врач Гиппократ, живший в V в. до н.э., писал о скифах: «Называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесные, а другие — шестико-лесные; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов… В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватит, переходят в другую местность». На долговременных стоянках использовали более удобное жилье — разборные войлочные юрты.
Земледельческие племена жили в небольших неукрепленных поселках. В V в. до н.э. на Днепре (недалеко от современного Никополя) возникло крупное укрепленное поселение, остатки которого археологи называют Каменским городищем. Этот город занимал огромную по тем временам площадь в двенадцать квадратных километров. Он был главным ремесленным центром Европейской Скифии. Как полагают ученые, здесь же находилась царская резиденция. Город был обнесен двойным кольцом рвов и земляных валов. Люди жили в глинобитных домах с деревянным каркасом или в землянках. Значительная часть населения занималась ремеслом, главным образом выплавкой и обработкой металлов. Цитадель с каменными домами царя и знати была укреплена дополнительным валом и стеной из сырцового кирпича. В других областях скифского мира тоже существовали подобные города.
Но большинство скифов продолжали кочевать, а временный лагерь кочевника не оставляет долговечного следа. Поэтому главными археологическими памятниками скифской культуры являются курганы. В XVIII в. в Кунсткамеру Петра I попали драгоценные вещи из курганов Сибири. В XIX в. мир узнал о сокровищах, найденных в курганах Причерноморья и Северного Кавказа. С этих находок, поразивших воображение ученых, и началось изучение скифского мира.
Отправляя умершего в последнее путешествие, скифы снабжали его всем необходимым для загробной жизни. Вместе с воином клали оружие, посуду с едой и питьем, сбрую коня, посвященного умершему. Инвентарь рядовых погребений скромен, могильный холмик невысок. В царских же курганах, высота которых достигала двух десятков метров, находят множество золотых и серебряных вещей, выдающиеся произведения искусства: сосуды и другую утварь, оружие, украшения. Археология подтвердила описание похорон скифского царя, сделанное Геродотом. По его словам, вместе с господином «хоронят одну из наложниц царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, лошадей, по отборной штуке всякого другого скота». Затем скифы «все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше».
Под курганной насыпью обычно находится гробница — сложное сооружение из земли, дерева, камня. В кавказских курганах над могильной ямой сооружали деревянный помост с шатром из бревен и жердей. В долине Пазырык на Алтае дом-сруб (правда, без окон и дверей) строили в самой яме. Курган обкладывали массивными камнями. О пышности царских похорон свидетельствует число убитых и погребенных в кургане лошадей. В одном из курганов Прикубанья их было более четырехсот.
Среди предметов, найденных в курганах, одни были скифского производства, другие привезены издалека — заказаны у чужеземных мастеров, куплены у торговцев или захвачены в походах. Таковы китайские шелковые ткани с вышивкой, греческие вазы, ворсовые ковры и дорогие шерстяные ткани персидской работы. Вещи, украшавшие быт скифской знати, отражали разнообразные связи степняков со своими соседями.
Образ жизни кочевников скифского мира был унаследован народами, обитавшими в евразийских степях в средние века и новое время. Быт кочевников Казахстана и Монголии, например, еще в XIX в. мало чем отличался от скифского.