Характер и масштабы основного материала — бревен — определяли размеры и характер построек. Длина бревна не могла превышать 8.5 м, обычные размеры его от 6.5 до 8.5 м. Простейшей единицей бревенчатой постройки являлся четырехугольный сруб. Древнейшим способом соединения бревен была рубка «в обло»; рубка «в лапу», когда концы бревен не выпускались, встречается реже и, вероятно, возникла под воздействием каменного строительства.Характер и масштабы основного материала — бревен — определяли размеры и характер построек. Длина бревна не могла превышать 8.5 м, обычные размеры его от 6.5 до 8.5 м. Простейшей единицей бревенчатой постройки являлся четырехугольный сруб. Древнейшим способом соединения бревен была рубка «в обло»; рубка «в лапу», когда концы бревен не выпускались, встречается реже и, вероятно, возникла под воздействием каменного строительства.
О технических приемах срубной стройки можно судить, например, по открытому раскопками в Новгороде погребу, датируемому XII в. Высота сохранившего 14 венцов сруба — 2.08 м. На дне открыт пол из толстых (6—7 см) досок, очень гладко отесанных. На наружной стороне северной стенки были обнаружены параллельные вертикальные насечки в строгом порядке венцов, т. е. на первом венце была одна насечка, а на четырнадцатом — четырнадцать. Пометки эти говорят, что сруб был изготовлен на стороне и перевезен в разобранном виде. Сруб был рублен в обло. Все бревна имели продольные пазы для скрепления, притом, в отличие от современного способа, не в нижней части бревна, а в верхней; этот способ скрепления бревен был очень неэкономен, так как при нем вода легче проникала в пазы и ускоряла загнивание бревен. Между бревнами были прокладки из мха. Описанные строительные приемы были, по-видимому, характерны для всего новгородского деревянного строительства того времени.
В зависимости от условий климата и почвы сруб ставился или непосредственно на землю, или же, в целях предохранения его от гниения, его углы ставились на особые подставки-стулья (иногда пни, иногда крупные камни; ср. сказочную «избушку на курьих ножках»); пол в первом случае мог быть просто земляным, во втором — настилался из толстых досок на лагах, а продухи меж уровнем земли и нижним венцом подсыпались, в целях утепления, «завалинами». Потолок настилался на балках. Кровля, по-видимому, была, как правило, двускатной, о чем говорят некоторые отрывочно сохранившиеся термины, например, «кнес» — князевая слега, известная в деревянной стройке деревни. Основу кровли составляли стропила, врубавшиеся в верхний венец сруба и верхнюю «князевую слегу», параллельно которой делалась обрешетка кровли; по ней укладывались вдоль по скату кровли «курицы» — брусья с загнутыми внизу концами, на которых держался жолоб. В него упирались нижние концы досок крыши, верхние концы зажимались «охлупнем». Фронтон образовывался из укорачивавшихся по мере приближения к коньку рубленых бревен («самцы»).
Квадратный сруб определял простейшую форму деревянного жилья — избы. Срубы изб встречаются при раскопках всех городов северной Руси.
Срубные постройки жилого и хозяйственного назначения были раскопаны также на Славенском холме древнего Новгорода. Остатки построек образовали три яруса, из которых особенно хорошо сохранился средний, относящийся к XII в. Здесь уцелели нижние венцы большой избы с примыкающими к ней хозяйственными пристройками. Сруб избы (5.6×5.3 м) рублен в обло. На месте сохранился только нижний венец, но у северной стены сруба лежали развалившиеся бревна еще пяти венцов. Внутри избы найдены нижние части одиннадцати сосновых столбов (диаметр — от 0.15 до 0.35 м), расположенных в три линии: часть из них, по-видимому, предназначалась для скамей, другие — для печи, от которой в средней части избы сохранилось лишь большое количество обожженной глины. В юго-восточном углу избы была дверь, — здесь на бревнах сруба были найдены массивная железная дверная накладка и железный дверной крючок. В этом же углу, в 1.30 м от южной стены, были прослежены остатки стенки, отделявшей избу от сеней. Двор избы был огражден деревянным частоколом.
Значительное количество деревянных срубных построек было найдено и при раскопках Старой Ладоги. Постройки эти ближайшим образом напоминают описанные выше срубные избы Новгорода и других городов лесной полосы.
Так выглядело древнее срубное жилье горожанина. Очень вероятно, что и сельское жилище земледельца было близким к городской избе, с той лишь разницей, что выступало в окружении сельскохозяйственных пристроек.