В египетской мифологии Сет (также Sutekh , Setesh , Seteh ) являлся древним богом, который был первоначально богом пустыни , одним из двух главных биомов , которые составляли Египет , другой являлся маленькой плодородной областью с обеих сторон Нила . Точный перевод слова Сет неизвестен наверняка, но, как обычно полагают, что это слово значит (тот кто) ослеплен или столб стабильности , один связанный с пустыней, а другой с учреждением монархии .В египетской мифологии Сет (также Sutekh , Setesh , Seteh ) являлся древним богом, который был первоначально богом пустыни , одним из двух главных биомов , которые составляли Египет , другой являлся маленькой плодородной областью с обеих сторон Нила . Точный перевод слова Сет неизвестен наверняка, но, как обычно полагают, что это слово значит (тот кто) ослеплен или столб стабильности , один связанный с пустыней, а другой с учреждением монархии .
Поскольку он был богом пустыни, Сет был связан с песчаными бурями , и верблюжими караванами пустыни. Из-за чрезвычайной враждебности окружающей среды пустыни, Сет рассматривался как очень сильный, и следовательно он был главным богом. Один из более общих эпитетов был то, что он был велик в своей силе , и в одном из Текстов Пирамид заявляется, что сила фараона – это сила Сета. Как главный бог, он был патроном Нижнего Египта , где ему поклонялись, наиболее особенно в Омбос ( Ombos ). Дополнительная форма его имени, записанная как Setesh, а позже Sutekh ( swt ), показывает это превосходство, дополнительные sh и kh имеют значения « величество » .
Сет являлся частью Эннид Гелиополя , как сын земли (Геба ) и неба (Нут ), муж плодородной земли вокруг Нила (Небт-хет/Нефтис), и брат до смерти Осириса ( Ausare / Osiris ), и жизни Исиды ( Aset / Isis ).
Слово для пустыни, в египетском языке , было Тешерит ( Tesherit ) , который очень подобен слову означающему красный цвет, Тешер ( Tesher ). Следовательно, Сет стал связанным с вещами, которые были красными, включая людей с красными волосами , которые не являются типичными для египтян, и таким образом он стал богом иностранцев .
Признаки Сета, как бога пустыни, привязывают к газелям, и ослам, оба существа, живущие на краю пустыни. Так как песчаные бури, как говорили, находились под его контролем как под богом пустыни, и были главной формой ураганов в сухом климате Египта.
В искусстве Сет был главным образом изображен как таинственное и неизвестное существо, упомянутое египтологами как животное Сета , или Вихревое животное , с кривым лицом, квадратными ушами, хвостом в форме вилки, и собачьим телом, или иногда как человек только с головой животного Сета . У этого животного нет никакого полного подобия любому известному существу сегодня, хотя это животное напоминает соединение муравьеда и шакала , оба из которых являются существами пустыни, и главными разновидностями в древнем Египте.
Когда, во время Второго Промежуточного Периода таинственные иностранцы Гиксосы ( Hyksos ) получил управление Египта, и управляли Нильской Дельтой , они выбрали Сета, главным богом первоначально Нижнего Египта, и он стал их патроном. Однако, после этого вторжения, египетские отношения к иностранцам могли быть лучше всего описаны как ксенофобские , и, в конечном счете, Сет (ранее герой), как патрон Гиксосов, стал воплощать все, что египтяне не любили в иностранных правителях, и таким образом он постепенно поглощал личности всех предыдущих злых богов, особенно A пепа .
Бог пустыни, олицетворение злого начала. Сын Геба и богини неба Нут Сет является богом войны и различных бедствий. Согласно сказаниям, Сет хотел захватить земной престол, принадлежащий Осирису, а также овладеть его женой Исидой. Для этого он осуществил следующий коварный замысел. По его приказанию был изготовлен украшенный золотом сундук, как раз по росту Осириса\» Пригласив Осириса вместе с другими богами в гости, Сет показал им сундук и предложил подарить его тому, кто сможет в нем разместиться. Когда Осирис лег в сундук, крышку закрыли, а сундук бросили в Нил. Странствуя по водам, он оказался около финикийского побережья, где был найден Исидой и возвращен в дельту Нила. Здесь его и нашел Сет и в ярости разрубил тело Осириса на четырнадцать частей. После гибели Осириса Сет стал владыкой Египта. Гор (Хор), сын Осириса, вступает в борьбу с Сетом и побеждает его с помощью Ока Ра. Однако Сету удается выжить после поединка с Гором. Соперники обращаются в суд богов для того, чтобы выяснить, кому принадлежит царство.
Тяжба длилась восемьдесят лет, потому что боги никак не могли найти правильное решение. Лишь вмешательство Осириса положило ей конец. Сет лишился египетского трона и был взят на небеса богом Ра для того, чтобы всех устрашать.
Бог Сет почитался в облике животного, которое зоологически точно не определено. Попытки толкования очень широки: от трубкозуба через окапи и собачьих до антилопы. В древнейшие времена, согласно изображениям, он больше всего походил на осла. В любом случае, у верхнеегипетских кочевников в этом животном олицетворялась власть их правления, в то время как у земледельцев дельты он был символом беды. Так Сет оказался в качестве (верхнеегипетского) партнёра (нижнеегипетского) бога царей Гора.
Египетский царь сам объединяет \»как наследник обоих братьев\» \»должности Гора и Сета\». Стоя на носу солнечного корабля, Сет борется со змеёй Апоп. До времени гиксов Сет считался главным богом, во времена 18-й и 19-й династий он был богом защиты Рамессидов, отсюда имя царя — Сетос. Как \»красный\» бог он стал олицетворением злых сил; через его дыхание выходят из земли черви. Он — хозяин металла, железные руды называются \»костями Сета\». С распространением веры в Осириса, Сет объявляется на время вне закона. Гор поднимается чтобы отомстить за своего отца, в последующий борьбе Сет теряет сёменные яички, Гор — глаз. Всё же в сердцах сражающихся \»Тот унял жгучую ярость\». В качестве относящихся к Сету животных наряду с ослом и антилопой рассматриваются прежде всего свинья, бегемот, крокодил и рыбы.
Едва ли не во всех традициях мира светлому и доброму началу противостоит темное и злое. В египетской мифологии такая роль отводится Сету. Правда, существуют еще космические мрачные силы, например змей Апоп. Но они могут отождествляться со стихиями, тогда как Сет наделен человеческими отрицательными качествами, в частности, коварством, жестокостью, завистливостью, и предстает чаще всего как богочеловек. Сета изображают человеком с ослиной головой.
Однако в древнейший период истории Сету придавались положительные черты. Его наделяли доблестью и силой, ибо ему приписывалось спасение Ра от чудовищного змея Апопа: находясь на солнечной ладье, Сет поражал копьем этого врага. Но с течением времени он все чаще выступал как олицетворение злого начала, убийца Осириса, вредоносный бог пустыни, враждебных «чужих стран». По своей родословной Сет принадлежал к высшей касте богов: он был третьим ребенком (после Осириса и Исиды) у Геба и Нут – Земли и Космоса. Четвертый ребенок — Нефтида — по некоторым мифам, была его женой.
По праву своего рождения Сет претендовал на царскую власть Египта, но только после смерти старшего брата. По легендам он имел владения в Верхнем Египте и подчинялся брату Осирису, правителю всей страны.
Жажда власти подвигла Сета на преступление — убийство Осириса. Борьба за трон образует центральное ядро истории Сета и Осириса.
Ничего не подозревавшего Осириса Сет заманил в расписной ящик. Юного сына Исиды Гора Сет попытался отравить, обернувшись змеей. Однако ребенок вырос и бросил вызов убийце отца, занимавшего египетский трон не по праву. В яростной схватке Сет сумел вырвать у Гора Око. В данном случае Око не просто глаз природный, но и волшебный, божественный. Нередко Оком Ра называли Солнце, а вторым Оком — Луну. Однако мистическое значение Ока Гора помогает понять амулет с таким названием. Его носили на защиту живые люди, но клали и умершим. Таким образом, человек приобретал благосклонность небес, божественного Солнца, дарующего силу, бодрость, здоровье, безопасность.
Око было тождественно космическому змею вечности Урею, изображение которого прикреплялось к лицевой части короны царя. Этот символ царской власти был магическим талисманом, охраняющим фараона и обеспечивающим спокойствие и порядок в подвластных ему землях. В таком случае тот период, во время которого Оком Гора завладел Сет, следует толковать как время хаоса и смуты в стране. С другой стороны, возвышение Сета можно интерпретировать и как аллегорию победоносного вторжения чужеземцев из верховий и со стороны пустынь, обрамлявших плодородную долину Нила.
Однако в любом случае не приходится полностью полагаться на рациональное, предельно логичное объяснение мифологических событий. Они могли подразумевать не только земные, но и небесные явления. В некоторых случаях Оком Гора называлась Луна, а ее исчезновение с небосклона означало, что это Око похищено Сетом. Борьба Гора и Сета за право царствования в Египте значительно расширяет наши знания мифологических деталей, поскольку обстоятельно излагает эпизоды, на которые в других источниках мы встречаем только намеки. Более того, она проливает свет на вопрос о том, как возникли мифологические повествования. Все действующие лица этой истории — божественные существа, как этого и следует ожидать в мифологическом тексте. И все они совершенно подобны людям.
Центром повествования является судебный процесс между воинственнм Сетом, выступающим в качество брата Исиды, и умным ребенком Гором, которому помогает его изобретательная мать. Судебный процесс ведется из-за наследия Осириса — царской власти, которую Гор и Исида требуют по закону, а Сет — по праву сильного… Рассказ начинается с решения суда, которое счастливо завершает историю спора коронацией Гора в качестве царя Египта. Характерная черта концовки — появление Сета, примирившегося со своей судьбой… Поскольку решение окончательное, он охотно ему подчиняется, и его назначают к Ра… чтобы Сет пребывал при нем, подобно сыну, грозным бойцом в солнечной ладье».
Показательно, что судебный процесс описывается как долгая тяжба, в которую вовлекаются многие боги. Один из мелких божков (из числа судей) оскорбляет Ра, и тот ложится в своем шатре и дуется, капризничает, пока приход дочери Хатхор (Хатор), представшей перед ним нагой, не заставил его рассмеяться. Подобные события затягивают судебный процесс. Исида оскорбляет Сета, и он отказывается присутствовать на суде, пока там находится Исида. Разбирательство переносится на остров, куда запрещено перевозить женщин, но Исида хитростью преодолевает запрет. Решено было завершить спор поединком, для чего Сет и Гор превращаются в гиппопотамов. Исида поражает копьем Сета, затем Сет одолевает Гоа и вырывает волшебное Око. Исида на этот раз помогает сыну и Гор побеждает. Следующее соревнование — на ладьях — с помощью Исиды выигрывает Гор. Но окончательное решение зависит, как выясняется, не от всех этих испытаний, а от мнения Осириса, который свидетельствует в пользу своего сына Гора.
Фараоны второй династии именовались «Гор и Сет» или «Два сокола». Согласно этой версии Сет был повелителем Верхнего Египта, где преобладают пустыни, а Гор — Нижнего. Главными священными животными Сета считались осел и свинья, а также антилопа, жираф.
При нашествии гиксосов Сет приобрел черты отрицательного персонажа, чуждого нильской долине. Его имя было связано с титулами фараонов XIX династии и означало «могучий». Постепенно Сет приобретал все более отчетливые черты злого и коварного бога.
Как видим, первоначально боги представлялись подобными людям, им были присущи противоречивые черты, что естественно для живых персонажей, а не символов. Со временем, однако, происходило отдаление образов. В этом смысле в боге Сете сознание людей могло отражать процесс постоянно растущего опустынивания территорий вокруг долины Нила. Это продолжается около десяти тысячелетий в связи с деятельностью человека.