Формально египетская религия была политеизмом, хотя существует и другая версия, согласно которой бог Солнца Ра, почитание которого в тех или иных формах было свойственно всем египтянам, являлся для них единственным богом, по отношению к которому другие божества были лишь различными его проявлениями. Основания для такого утверждения есть. Может быть, и фараон-реформатор Эхнатон, который попытался ввести культ единого бога Атона (солнечный диск), стремился найти лишь наиболее чистые формы для выражения сокровенной сути египетского богословия. Приняв имя Эхнатон (угодный Атону), фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) основал новую столицу Египта Ахетатон, собрав на ее строительство лучших мастеров. Искусство того времени, вдохновляемое новыми идеями, достигло небывалых прежде высот — достаточно вспомнить скульптурные портреты Нефертити, жены Эхнатона (есть предположение, что именно она была вдохновительницей реформ). Однако религиозные преобразования задели интересы слишком многих людей, прежде всего жрецов, и вскоре после смерти Эхнатона Египет вернулся к прежним правилам богопочитания.Формально египетская религия была политеизмом, хотя существует и другая версия, согласно которой бог Солнца Ра, почитание которого в тех или иных формах было свойственно всем египтянам, являлся для них единственным богом, по отношению к которому другие божества были лишь различными его проявлениями. Основания для такого утверждения есть. Может быть, и фараон-реформатор Эхнатон, который попытался ввести культ единого бога Атона (солнечный диск), стремился найти лишь наиболее чистые формы для выражения сокровенной сути египетского богословия. Приняв имя Эхнатон (угодный Атону), фараон Аменхотеп IV (XIV в. до н. э.) основал новую столицу Египта Ахетатон, собрав на ее строительство лучших мастеров. Искусство того времени, вдохновляемое новыми идеями, достигло небывалых прежде высот — достаточно вспомнить скульптурные портреты Нефертити, жены Эхнатона (есть предположение, что именно она была вдохновительницей реформ). Однако религиозные преобразования задели интересы слишком многих людей, прежде всего жрецов, и вскоре после смерти Эхнатона Египет вернулся к прежним правилам богопочитания.
Все известные нам египетские божества можно разделить на божества общеегипетские, упоминаемые в мифологических и иных текстах (к ним относятся божества космические, как Нут — богиня неба, Нун — бог первозданного океана, Хапи — бог Нила и т. д., божества, олицетворяющие абстрактные понятия, например Маат — богиня мирового порядка, Сиа — бог разума и познания, Ху — бог творческого слова и т. д.), и божества локальные, связанные с определенной местностью
Среди богов, в которых верили египтяне, не так уж много антропоморфных персонажей: бог-творец Птах, бог Амон вместе с супругой Мут и сыном Хонсу, Исида и Осирис, покровительница любви и веселья Хатор. Чаще всего египтяне изображали богов с телом человека и головой животного. Так, супруга Птаха — воинственная Сехмет имела голову львицы, бог мудрости Тот — голову птицы Ибис, Гор — соколиную голову, Себек — крокодилью, Хнум — баранью. Сам великий бог Ра представал то старцем Атумом, то мумией, то скарабеем Хепри, а своего главного врага, змея Апопа, Ра побеждает, преобразившись в огненно-рыжего кота.